Moskva, Moscow, Russian Federation
In the article the analysis of integrative approach in education is carried out, application of dual training when training qualified personnel is considered. Experience of application of dual training in the conditions of educational space of municipal unit is presented.
integrative approach, integration, dual training, employment, quality education, vocational training of shots.
Проблема. В условиях современного развития рынка труда возникает дефицит квалифицированных кадров. Требования к специалистам повышаются: качественное образование, нравственность, мобильность, ответственность, способность к сотрудничеству и гибкость — основные качества, которые работодатель желает видеть в потенциальном работнике. Развивающаяся экономика требует повысить уровень структуры и качества профессиональной подготовки выпускников вузов и колледжей. Поэтому необходимы целенаправленные системные усилия всех субъектов образовательного процесса для преодоления существующих диспропорций. В связи с развитием инновационной индустриализации отечественного производства на фоне политики импортозамещения возрастает актуальность интеграции учебного процесса с профильными организациями. Возрастает потребность в подготовленных кадрах с теоретическими навыками и практической работой на современном оборудовании. Данная технология лежит в основе дуального обучения. Дуальное обучение представляет собой классическую форму интеграции технического и практического обучения специалистов в образовательных организациях и на производственных предприятиях. Основным принципом дуального обучения является равная ответственность образовательной организации и производственного предприятия в подготовке квалифицированных кадров. Интеграция в деятельности является одним из ключевых понятий в образовании. Интегративному подходу посвящено немало исследований (О.Б. Акимова, И.А Зимняя, Н.О. Яковлева и др.). Первое упоминание об интегративном подходе можно найти в начале XVII в. в трудах великого дидакта Я.А. Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [3]. Понятие «интегративного подхода» в педагогике ученые трактуют по-разному.
1. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Bolodurina E.A., Bannikov M.I. Integrativnyy podkhod v uchebnom protsesse vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. № 5.
2. Zimnyaya I.A. pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. M.: Logos, 2001. S. 17.
3. Komenskiy Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M., 1955. S. 287.
4. Lopatkin V.M. Integrativnye tendentsii v razvitii regional'noy sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya: teoriya i praktika // Polzunovskiy vestnik. 2005. № 1. S. 175–184.
5. Pak M. Metodika prepodavaniya khimii v PTU: Integrativnyy podkhod v obuchenii: uchebnoe posobie k spetskursu. L.: LGPI im. A.I. Gertsena, 1990. S. 112.
6. Faktorovich A.A. Dual'noe obuchenie: novye vozmozhnosti i novye trebovaniya k kachestvu programm // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2014. № 11. C. 26–28. S. 7.
7. Shishov S.E, Kal'ney V.A. Otsenka kachestva professional'noy podgotovki studentov na osnove integrativnogo podkhoda // Vestnik RMAT. 2013, № 1. S. 51–55.
8. Shishov S.E. Tsennosti kachestva obrazovaniya shkol'nika i kachestva shkol'nogo obrazovaniya // Tsennosti i smysly. 2010. № 3. S. 5–22.