Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье проведен анализ интегративного подхода в образовании, рассмотрено применение дуального обучения при подготовке квалифицированных кадров. Представлен опыт применения дуального обучения в условиях образовательного пространства муниципального образования.
интегративный подход, интеграция, дуальное обучение, трудоустройство, качественное образование, профессиональная подготовка кадров.
Проблема. В условиях современного развития рынка труда возникает дефицит квалифицированных кадров. Требования к специалистам повышаются: качественное образование, нравственность, мобильность, ответственность, способность к сотрудничеству и гибкость — основные качества, которые работодатель желает видеть в потенциальном работнике. Развивающаяся экономика требует повысить уровень структуры и качества профессиональной подготовки выпускников вузов и колледжей. Поэтому необходимы целенаправленные системные усилия всех субъектов образовательного процесса для преодоления существующих диспропорций. В связи с развитием инновационной индустриализации отечественного производства на фоне политики импортозамещения возрастает актуальность интеграции учебного процесса с профильными организациями. Возрастает потребность в подготовленных кадрах с теоретическими навыками и практической работой на современном оборудовании. Данная технология лежит в основе дуального обучения. Дуальное обучение представляет собой классическую форму интеграции технического и практического обучения специалистов в образовательных организациях и на производственных предприятиях. Основным принципом дуального обучения является равная ответственность образовательной организации и производственного предприятия в подготовке квалифицированных кадров. Интеграция в деятельности является одним из ключевых понятий в образовании. Интегративному подходу посвящено немало исследований (О.Б. Акимова, И.А Зимняя, Н.О. Яковлева и др.). Первое упоминание об интегративном подходе можно найти в начале XVII в. в трудах великого дидакта Я.А. Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [3]. Понятие «интегративного подхода» в педагогике ученые трактуют по-разному.
1. Гревцева Г.Я. Интегративный подход в учебном процессе вуза [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Болодурина, М.И. Банников // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 5.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2001. — С. 17.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский. — М., 1955. — С. 287.
4. Лопаткин В.М. Интегративные тенденции в развитии региональной системы педагогического образования: теория и практика [Текст] / В.М. Лопаткин // Ползуновский вестник. — 2005. — № 1. — С. 175–184.
5. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / М. Пак. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. — С. 112.
6. Факторович А.А. Дуальное обучение: новые возможности и новые требования к качеству программ [Текст] / А.А. Факторович // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 11. — C. 26–28. — С. 7.
7. Шишов С.Е. Оценка качества профессиональной подготовки студентов на основе интегративного подхода [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // Вестник РМАТ. — 2013. — № 1. — С. 51–55.
8. Шишов С.Е. Ценности качества образования школьника и качества школьного образования [Текст] / С.Е. Шишов // Ценности и смыслы. 2010. — № 3. — С. 5–22.