INNOVATIVE ACTIVITY MANAGEMENT PRIORITIES IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
For all the centuries-old history the Russian science has made an essential contribution to formation and development of our society. In many respects thanks to our scientists Russia was considered and continue to consider the great world power. Daily society uses results of scientific research in all fields of knowledge. For many years it was created serious intellectual and scientific and technical potentials, and with transition to an innovative way of development the successful growth and increase in competitiveness of economy depends on development and strengthening of the specified potentials more and more. At the same time raw material resources have to be not the main source of income of the country as now, and her additional competitive benefit in the world market.

Keywords:
innovative activity; management; higher education institution; university; marketing.
Text

Высшая школа одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции [1]. Высшая школа может стать лидером в организации, преобразовании и кадровом наполнении систем культурного, гражданского, социально-политического и экономического развития страны[2]. Это объясняется тем, что система образования не имеет конкурентов среди других социальных и политических институтов в реализации общенациональных задач развития, так как:

  • представлена во всех регионах России;
  • обладает мощным интеллектуальным потенциалом;
  • является создателем и носителем технологий, преобразующих жизнь общества;
  • имеет своей главной задачей обеспечение инновационно-кадрового воспроизводства на мировом конкурентном уровне.

Для эффективного управления инновационной деятельностью в высших учебных заведениях в условиях ограниченных ресурсов, требуется четкая расстановка приоритетов научно-технической и инновационной политики.

Инновационная политика высшего учебного заведения должна быть направлена на формирование и укрепление его конкурентных позиций на имеющихся и новых рынках, обеспечение монопольного и конкурентного положения в разработке образовательных и наукоемких товаров и услуг. Инновационная политика должна также способствовать наращиванию базы патентных и авторских прав, созданию и защите ноу-хау, а также умелому управлению существующей интеллектуальной собственностью с целью приумножения прибылей [3].

При определении и описании приоритетов инновационной деятельности(далее – ИД) в вузе необходимо обратить внимание на то, что с одной стороны он является учебным заведением[4], а с другой – научной организацией. Оба этих направления деятельности высшего учебного заведения имеют свои основные цели в области нововведений [5]. Схематичное изображение разделения приоритетов ИД в вузе показано на рис.1. Основными критериями выбора указанных приоритетов являются:

  • ведение деятельности по разработке новых товаров и услуг;
  • ориентация на формирование рынка новой продукции и услуг;
  • сохранение кадрового потенциала.

Рис. 1. Приоритеты инновационной деятельности по направлениям работы вуза

Если рассматривать вуз как учебное заведение, его инновационная активность будет направлена в первую очередь на создание новых и развитие существующих образовательных продуктов и услуг. Инновации в образовании будут представлять собой результаты инновационной деятельности в виде новых образовательных курсов, специальностей, направлений подготовки и переподготовки кадров и новых технологий образования, разработанных в соответствии с требованиями потребителя и государственных образовательных стандартов [6].

Образовательные инновации могут выражаться во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса. Они могут быть представлены в виде учебно-методических комплектов – «кейсов», ТВ-технологий, интернет-технологий и методик электронного образования, в виде различных моделей дистанционного обучения [7].

Инновации характеризуются внедрением современных средств передачи образовательной информации. Средства телекоммуникации используются для обеспечения образовательных процессов университета:

  • необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;
  • обратной связью между преподавателем и учащимся;
  • обменом управленческой информацией внутри организационной структуры;
  • выходом на международное информационное пространство и включением в инновационный образовательный процесс зарубежных пользователей [8].

Формирование нового рынка образовательных продуктов и услуг путем реинжиниринга образовательных процессов, продвижения нововведений позволит укрепить позиции вуза на уже принадлежащей ему доле рынка. Также это даст новые возможности по завоеванию потенциальных клиентов, как в России, так и за рубежом, например, путем развития дистанционного обучения или путем интеграции в учебный процесс новых современных образовательных методик[9].

В рамках осуществления эффективной образовательной инновационной политики необходимо использовать инструменты маркетинга по продвижению на рынок товаров и услуг, вести мониторинг и анализ рынка труда, взаимодействовать с отраслевыми предприятиями, отечественными и международными фирмами как с потребителями будущих выпускников вуза. Данная деятельность позволит более чутко чувствовать конъюнктуру рынка и готовить специалистов, востребованных не только в настоящее время, но и в будущем [10].

Тем самым в конечном итоге данная деятельность позволит выпускать из вуза молодых конкурентоспособных специалистов и повышать профессиональный уровень преподавателей [11]. Увеличение уровня доходов за счет развития инновационной образовательной деятельности даст возможность обеспечить быт, современный уровень жизни и благоприятные рабочие условия для студентов, аспирантов и сотрудников высшего учебного заведения. Это откроет новые возможности по модернизации учебного оборудования и инвентаря, лабораторий, лабораторных стендов [12].

Если рассматривать приоритеты инновационной деятельности высшего учебного заведения в научной сфере, то они будут отличаться от приоритетов образовательного учреждения, изображенных на рис.1. Вуз, как научная организация, занят выполнением следующих направлений в работе (рис.2):

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, которые направлены на создание новой или усовершенствование уже существующей продукции, услуги, технологии и т.д.;
  • разработка и выведение на рынок новой продукции или технологии с использованием маркетинговых инструментов;
  • трансфер технологий;
  • охрана объектов интеллектуальной собственности, сохранение в тайне ноу-хау и другой конфиденциальной информации, связанной с научной деятельностью.

 

 

Рис.2.Направления работы вуза в научно-инновационной сфере

 

Для успешного осуществления инновационной деятельности высшему учебному заведению требуются службы по продвижению и распространению нововведений на внутреннем и внешнем рынках – маркетинговые отделы, которые в свою очередь должны входить в инфраструктуру по созданию наукоемкой продукции и услуг. Для подобных вузовских органов характерны следующие направления, изображенные на рис.3:

  • информационное обеспечение инновационной деятельности высшего учебного заведения;
  • проведение маркетинговых исследований, анализ конъюнктуры рынка, поиск новых ниш сбыта наукоемкой продукции;
  • организация сбытовой деятельности инновационных продуктов;
  • привлечение таких современных экономических инструментов, как кредитование, лизинг, страхование рисков, венчурное финансирование;
  • региональное, межрегиональное и международное взаимодействие с субъектами инновационной деятельности;
  • организация служб сервисной поддержки новой продукции и технологических процессов.

Рис. 3. Направления работы отдела маркетинга вуза

Приоритетными направлениями маркетинговой деятельности на основе критериев, определенных для выбора приоритетов ИД вуза, будут являться маркетинговые исследования, организация сбыта товаров и услуг и региональное и международное сотрудничество.

Огромное значение для достижения синергетического эффекта имеет интеграция образовательных и научных процессов, которая позволит повысить профессиональный уровень преподавательского состава вуза, поможет вовлечь молодых студентов в научную деятельность[13], даст возможность прохождения квалифицированной практики для учащихся вуза, повышение эффективности функционирования структурных подразделений по обоим направлениям деятельности высшего учебного заведения.

Опыт развитых стран показывает, что наиболее эффективными структурами по интеграции науки и образования являются технопарковые, в которых создаются надлежащие условия для быстрого осуществления инноваций и многократного увеличения их количества [14].

Следует отметить, что достижение поставленных стратегических целей во многих случаях сдерживается по причине отсутствия понимания необходимости формирования и развития полного инновационного цикла вуза в образовательной и научно-технической сферах с учетом приоритетных направлений развития науки и техники – от генерации знаний, проведения фундаментальных и прикладных исследований до выпуска продукции на внутренний и внешние рынки[15].Все еще недостаточно развита маркетинговая деятельность по продвижению образовательных и инновационных продуктов и услуг. Маркетинговая деятельность вузов находится в зачаточном состоянии, ориентирована, в основном, на изучение рынка возможных абитуриентов и не предусматривает функционирование системы распространения разработанных в вузе новых технологий на базе коммерциализации научных знаний и изобретений в условиях эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Отсутствуют полноценные методики оценки инновационных проектов, поиска путей финансирования и способов продвижения новых продуктов [16].

Недостаточна мотивация, обеспечивающая привлечение ученых, преподавателей, аспирантов и студентов в инновационный процесс. В частности:

  • не созданы системы комплексной поддержки образовательных и научно-технических инноваций с привлечением бизнес-инкубаторов, технопарков и других инновационных структур;
  • плохая концентрация научного и научно-технического потенциалов на проведение приоритетных исследований и разработок;
  • требуется проведение научно-технических конференций с целью привлечения учащихся и молодых специалистов в научную деятельность, организация совместных мероприятий, в которых будут задействованы как исполнители учебных, так и научных проектов.

Не везде еще созданы службы по защите объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих вузу или его работникам. Практически отсутствуют службы технологического переоснащения производств, образованных при вузах. Существующая инфраструктура во многих случаях не способствует интеграции новых образовательных и научных процессов[17]. Далеко не во всех вузах создано единое информационное пространство, объединяющее учебный, научный и инновационный блоки университета с поддержкой автоматизированного документооборота [18]. Недостаточно развито сотрудничество вузов с региональными, межрегиональными и международными организациями, поддерживающими предпринимательскую и инновационную деятельность [19]. Не проводится системная апробация в рамках вуза новых финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности (венчурное финансирование, привлечение средств международных организаций, благотворительных фондов) [20].

Предложенные проблемы развития приоритетных направлений инновационной деятельности в высшем учебном заведении не позволяют поднять статус вуза и высшего образования на уровень, способный отвечать запросам рынка и государственной политики по формированию новой экономики.

Указанные выше причины не позволяют обеспечить в полной мере воспитания конкурентоспособных выпускников вузов, молодых профессиональных кадров; повышения профессионального уровня преподавательского состава вуза; эффективного взаимодействия вуза с рынком труда [21]; достойного социально-экономического положения работников, студентов, аспирантов; создания благоприятных условий труда в вузе; современного материально-технического обеспечения учебного и научного процессов; повышения инновационного потенциала вуза; эффективной защиты объектов интеллектуальной собственности; создания благоприятных условий по коммерциализации результатов прикладных исследований; эффективного взаимодействия с отраслевыми предприятиями и фирмами; выхода на внутренние и внешние рынки наукоемкой и образовательной продукции; получения стабильного высокого дохода от инновационной деятельности за счет выхода на внебюджетные источники финансирования.

References

1. Hohlova O.S. Razvitie vzaimodeystviya vysshih uchebnyh zavedeniy s promyshlennymi predpriyatiyami i gosudarstvom na osnove opyta SShA / A.A. Harin, O.S. Hohlova // Innovacii. – 2011. – № 8 (154). – S. 17–23.

2. Fedorov V.K. Povyshenie kachestva innovacionnyh razrabotok v special'nom mashinostroenii na osnove primeneniya metodov standartizacii i dizayna / V.K. Fedorov, A.A. Harin, A.N. Ganza // Tehnologiya mashinostroeniya. M.: Izd-vo Rossiya, – 2013. – № 12. – S.62–64.

3. Rozhdestvenskiy A.V. Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti na osnove integracii vysshih uchebnyh zavedeniy i predpriyatiy / A.V. Rozhdestvenskiy, A.A. Harin, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, – 2013. – № 4-2 (183). – S.7–13.

4. Gurckoy D.A. Klastery kak instrument razvitiya setevogo vzaimodeystviya mezhdu predpriyatiyami i universitetami / D.A. Gurckoy, V.K. Fedorov, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, – 2013. – № 4-2 (183). – S.217–221.

5. Balashov V.V. Razvitie sistemy vzaimosvyazey vysshego obrazovaniya s proizvodstvennymi strukturami / V.V. Balashov, O.S. Harina, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, – 2013. – № 4-2 (183). – S.185–190.

6. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury obrazovaniya, nauki i biznesa: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, V.V. Balashov, A.A. Harin, O.S. Harina. M.: Al'fa-M, 2014. 160 s.

7. Kolenskiy I.L. Upravlenie razvitiem innovacionnoy deyatel'nosti v regionah Rossii: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin. M.: NIC INFRA, 2015. 213 s.

8. Karpov A.S. Razvitie innovacionnyh predpriyatiy na osnove nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti molodezhi / A.S. Karpov, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», – 2015. – № 6. – S.275–279.

9. Harina O.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy, sposobstvuyuschie razvitiyu chelovecheskogo kapitala / O.S. Harina, A.A. Harin, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», – 2015. – № 6. – S. 293–297.

10. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury kak mehanizm upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki / A.A. Harin // Fakul'tet menedzhmenta: 70 let organizacionno-upravlencheskih innovaciy: sb. st. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. M.: Izd-vo Paleotip, 2015. S.297–302.

11. Harin A.A. Innovacionnaya infrastruktura kak osnovnoy element nacional'noy innovacionnoy sistemy / A.A. Harin / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. po nauke, obrazovaniyu i tehnologiyam // Naukovedcheskie issledovaniya, 2015: sbornik nauchnyh trudov; pod red. Rakitova A.I. M., 2015. S.12–18.

12. Ganeev A.R. Sertifikaciya professional'nyh kvalifikaciy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala dlya postroeniya innovacionnoy ekonomiki / A.R. Ganeev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. – 2015. – № 6 (200). – S.84–90.

13. Poduraev Yu.V. Vzaimodeystvie obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya i mashinostroitel'nyh predpriyatiy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. – 2015. – № 8 (202). – S. 42–44.

14. Podkuyko A.I. Rol' inzhiniringovyh uslug v razvitii tehnologicheskih innovaciy (na primere sub'ekta Rossiyskoy Federacii) / Pastuhov V.V., Podkuyko A.I., Harin A.A., Harin A.A. // Innovacii. –2016. – № 3 (209). – S. 42–46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Poduraev Yu.V. Razvitie chelovecheskogo potenciala predpriyatiy na baze sovmestnyh nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov s obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. – 2016. – № 8 (214). – S. 20–24.

17. Podkuyko A.I. Osnovnye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». – 2016. – №4(39). – S. 131–135.

18. Elbakiev A.M.Tendencii i problemy razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». – 2017. – №2(41). – S. 103–106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Harina O.S. Upravlenie funkcionirovaniem innovacionnoy obrazovatel'noy organizaciey s cel'yu razvitiya ee resursnogo obespecheniya. /O.S. Harina, A.A. Harin// Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii / Pod obsch.red. S.S. Chernova. – Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2018. – S. 124–130.

Login or Create
* Forgot password?