ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
За всю свою многовековую историю российская наука внесла существенный вклад в становление и развитие нашего общества. Во многом благодаря именно нашим ученым Россию считали и продолжают считать великой мировой державой. Ежедневно общество пользуется результатами научных исследований во всех областях знаний. За многие годы сформировался серьезный интеллектуальный и научно-технический потенциалы, и с переходом на инновационный путь развития успешный рост и повышение конкурентоспособности экономики все больше зависит от развития и укрепления указанных потенциалов. Одновременно сырьевые ресурсы должны быть не основным источником доходов страны, как в настоящее время, а ее дополнительным конкурентным преимуществом на мировом рынке.

Ключевые слова:
инновационная деятельность, управление, вуз, университет, маркетинг.
Текст

Высшая школа одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции [1]. Высшая школа может стать лидером в организации, преобразовании и кадровом наполнении систем культурного, гражданского, социально-политического и экономического развития страны[2]. Это объясняется тем, что система образования не имеет конкурентов среди других социальных и политических институтов в реализации общенациональных задач развития, так как:

  • представлена во всех регионах России;
  • обладает мощным интеллектуальным потенциалом;
  • является создателем и носителем технологий, преобразующих жизнь общества;
  • имеет своей главной задачей обеспечение инновационно-кадрового воспроизводства на мировом конкурентном уровне.

Для эффективного управления инновационной деятельностью в высших учебных заведениях в условиях ограниченных ресурсов, требуется четкая расстановка приоритетов научно-технической и инновационной политики.

Инновационная политика высшего учебного заведения должна быть направлена на формирование и укрепление его конкурентных позиций на имеющихся и новых рынках, обеспечение монопольного и конкурентного положения в разработке образовательных и наукоемких товаров и услуг. Инновационная политика должна также способствовать наращиванию базы патентных и авторских прав, созданию и защите ноу-хау, а также умелому управлению существующей интеллектуальной собственностью с целью приумножения прибылей [3].

При определении и описании приоритетов инновационной деятельности(далее – ИД) в вузе необходимо обратить внимание на то, что с одной стороны он является учебным заведением[4], а с другой – научной организацией. Оба этих направления деятельности высшего учебного заведения имеют свои основные цели в области нововведений [5]. Схематичное изображение разделения приоритетов ИД в вузе показано на рис.1. Основными критериями выбора указанных приоритетов являются:

  • ведение деятельности по разработке новых товаров и услуг;
  • ориентация на формирование рынка новой продукции и услуг;
  • сохранение кадрового потенциала.

Рис. 1. Приоритеты инновационной деятельности по направлениям работы вуза

Если рассматривать вуз как учебное заведение, его инновационная активность будет направлена в первую очередь на создание новых и развитие существующих образовательных продуктов и услуг. Инновации в образовании будут представлять собой результаты инновационной деятельности в виде новых образовательных курсов, специальностей, направлений подготовки и переподготовки кадров и новых технологий образования, разработанных в соответствии с требованиями потребителя и государственных образовательных стандартов [6].

Образовательные инновации могут выражаться во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса. Они могут быть представлены в виде учебно-методических комплектов – «кейсов», ТВ-технологий, интернет-технологий и методик электронного образования, в виде различных моделей дистанционного обучения [7].

Инновации характеризуются внедрением современных средств передачи образовательной информации. Средства телекоммуникации используются для обеспечения образовательных процессов университета:

  • необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;
  • обратной связью между преподавателем и учащимся;
  • обменом управленческой информацией внутри организационной структуры;
  • выходом на международное информационное пространство и включением в инновационный образовательный процесс зарубежных пользователей [8].

Формирование нового рынка образовательных продуктов и услуг путем реинжиниринга образовательных процессов, продвижения нововведений позволит укрепить позиции вуза на уже принадлежащей ему доле рынка. Также это даст новые возможности по завоеванию потенциальных клиентов, как в России, так и за рубежом, например, путем развития дистанционного обучения или путем интеграции в учебный процесс новых современных образовательных методик[9].

В рамках осуществления эффективной образовательной инновационной политики необходимо использовать инструменты маркетинга по продвижению на рынок товаров и услуг, вести мониторинг и анализ рынка труда, взаимодействовать с отраслевыми предприятиями, отечественными и международными фирмами как с потребителями будущих выпускников вуза. Данная деятельность позволит более чутко чувствовать конъюнктуру рынка и готовить специалистов, востребованных не только в настоящее время, но и в будущем [10].

Тем самым в конечном итоге данная деятельность позволит выпускать из вуза молодых конкурентоспособных специалистов и повышать профессиональный уровень преподавателей [11]. Увеличение уровня доходов за счет развития инновационной образовательной деятельности даст возможность обеспечить быт, современный уровень жизни и благоприятные рабочие условия для студентов, аспирантов и сотрудников высшего учебного заведения. Это откроет новые возможности по модернизации учебного оборудования и инвентаря, лабораторий, лабораторных стендов [12].

Если рассматривать приоритеты инновационной деятельности высшего учебного заведения в научной сфере, то они будут отличаться от приоритетов образовательного учреждения, изображенных на рис.1. Вуз, как научная организация, занят выполнением следующих направлений в работе (рис.2):

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, которые направлены на создание новой или усовершенствование уже существующей продукции, услуги, технологии и т.д.;
  • разработка и выведение на рынок новой продукции или технологии с использованием маркетинговых инструментов;
  • трансфер технологий;
  • охрана объектов интеллектуальной собственности, сохранение в тайне ноу-хау и другой конфиденциальной информации, связанной с научной деятельностью.

 

 

Рис.2.Направления работы вуза в научно-инновационной сфере

 

Для успешного осуществления инновационной деятельности высшему учебному заведению требуются службы по продвижению и распространению нововведений на внутреннем и внешнем рынках – маркетинговые отделы, которые в свою очередь должны входить в инфраструктуру по созданию наукоемкой продукции и услуг. Для подобных вузовских органов характерны следующие направления, изображенные на рис.3:

  • информационное обеспечение инновационной деятельности высшего учебного заведения;
  • проведение маркетинговых исследований, анализ конъюнктуры рынка, поиск новых ниш сбыта наукоемкой продукции;
  • организация сбытовой деятельности инновационных продуктов;
  • привлечение таких современных экономических инструментов, как кредитование, лизинг, страхование рисков, венчурное финансирование;
  • региональное, межрегиональное и международное взаимодействие с субъектами инновационной деятельности;
  • организация служб сервисной поддержки новой продукции и технологических процессов.

Рис. 3. Направления работы отдела маркетинга вуза

Приоритетными направлениями маркетинговой деятельности на основе критериев, определенных для выбора приоритетов ИД вуза, будут являться маркетинговые исследования, организация сбыта товаров и услуг и региональное и международное сотрудничество.

Огромное значение для достижения синергетического эффекта имеет интеграция образовательных и научных процессов, которая позволит повысить профессиональный уровень преподавательского состава вуза, поможет вовлечь молодых студентов в научную деятельность[13], даст возможность прохождения квалифицированной практики для учащихся вуза, повышение эффективности функционирования структурных подразделений по обоим направлениям деятельности высшего учебного заведения.

Опыт развитых стран показывает, что наиболее эффективными структурами по интеграции науки и образования являются технопарковые, в которых создаются надлежащие условия для быстрого осуществления инноваций и многократного увеличения их количества [14].

Следует отметить, что достижение поставленных стратегических целей во многих случаях сдерживается по причине отсутствия понимания необходимости формирования и развития полного инновационного цикла вуза в образовательной и научно-технической сферах с учетом приоритетных направлений развития науки и техники – от генерации знаний, проведения фундаментальных и прикладных исследований до выпуска продукции на внутренний и внешние рынки[15].Все еще недостаточно развита маркетинговая деятельность по продвижению образовательных и инновационных продуктов и услуг. Маркетинговая деятельность вузов находится в зачаточном состоянии, ориентирована, в основном, на изучение рынка возможных абитуриентов и не предусматривает функционирование системы распространения разработанных в вузе новых технологий на базе коммерциализации научных знаний и изобретений в условиях эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Отсутствуют полноценные методики оценки инновационных проектов, поиска путей финансирования и способов продвижения новых продуктов [16].

Недостаточна мотивация, обеспечивающая привлечение ученых, преподавателей, аспирантов и студентов в инновационный процесс. В частности:

  • не созданы системы комплексной поддержки образовательных и научно-технических инноваций с привлечением бизнес-инкубаторов, технопарков и других инновационных структур;
  • плохая концентрация научного и научно-технического потенциалов на проведение приоритетных исследований и разработок;
  • требуется проведение научно-технических конференций с целью привлечения учащихся и молодых специалистов в научную деятельность, организация совместных мероприятий, в которых будут задействованы как исполнители учебных, так и научных проектов.

Не везде еще созданы службы по защите объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих вузу или его работникам. Практически отсутствуют службы технологического переоснащения производств, образованных при вузах. Существующая инфраструктура во многих случаях не способствует интеграции новых образовательных и научных процессов[17]. Далеко не во всех вузах создано единое информационное пространство, объединяющее учебный, научный и инновационный блоки университета с поддержкой автоматизированного документооборота [18]. Недостаточно развито сотрудничество вузов с региональными, межрегиональными и международными организациями, поддерживающими предпринимательскую и инновационную деятельность [19]. Не проводится системная апробация в рамках вуза новых финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности (венчурное финансирование, привлечение средств международных организаций, благотворительных фондов) [20].

Предложенные проблемы развития приоритетных направлений инновационной деятельности в высшем учебном заведении не позволяют поднять статус вуза и высшего образования на уровень, способный отвечать запросам рынка и государственной политики по формированию новой экономики.

Указанные выше причины не позволяют обеспечить в полной мере воспитания конкурентоспособных выпускников вузов, молодых профессиональных кадров; повышения профессионального уровня преподавательского состава вуза; эффективного взаимодействия вуза с рынком труда [21]; достойного социально-экономического положения работников, студентов, аспирантов; создания благоприятных условий труда в вузе; современного материально-технического обеспечения учебного и научного процессов; повышения инновационного потенциала вуза; эффективной защиты объектов интеллектуальной собственности; создания благоприятных условий по коммерциализации результатов прикладных исследований; эффективного взаимодействия с отраслевыми предприятиями и фирмами; выхода на внутренние и внешние рынки наукоемкой и образовательной продукции; получения стабильного высокого дохода от инновационной деятельности за счет выхода на внебюджетные источники финансирования.

Список литературы

1. Хохлова О.С. Развитие взаимодействия высших учебных заведений с промышленными предприятиями и государством на основе опыта США / А.А. Харин, О.С. Хохлова // Инновации. – 2011. – № 8 (154). – С. 17–23.

2. Федоров В.К. Повышение качества инновационных разработок в специальном машиностроении на основе применения методов стандартизации и дизайна / В.К. Федоров, А.А. Харин, А.Н. Ганза // Технология машиностроения. М.: Изд-во Россия, – 2013. – № 12. – С.62–64.

3. Рождественский А.В. Развитие инновационной деятельности на основе интеграции высших учебных заведений и предприятий / А.В. Рождественский, А.А. Харин, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, – 2013. – № 4-2 (183). – С.7–13.

4. Гурцкой Д.А. Кластеры как инструмент развития сетевого взаимодействия между предприятиями и университетами / Д.А. Гурцкой, В.К. Федоров, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, – 2013. – № 4-2 (183). – С.217–221.

5. Балашов В.В. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами / В.В. Балашов, О.С. Харина, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, – 2013. – № 4-2 (183). – С.185–190.

6. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса: монография / А.В. Рождественский, В.В. Балашов, А.А. Харин, О.С. Харина. М.: Альфа-М, 2014. 160 с.

7. Коленский И.Л. Управление развитием инновационной деятельности в регионах России: монография / А.В. Рождественский, И.Л. Коленский, А.А. Харин. М.: НИЦ ИНФРА, 2015. 213 с.

8. Карпов А.С. Развитие инновационных предприятий на основе научно-исследовательской деятельности молодежи / А.С. Карпов, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», – 2015. – № 6. – С.275–279.

9. Харина О.С. Направления взаимодействия вузов и предприятий, способствующие развитию человеческого капитала / О.С. Харина, А.А. Харин, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», – 2015. – № 6. – С. 293–297.

10. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры как механизм управления инновационным развитием экономики / А.А. Харин // Факультет менеджмента: 70 лет организационно-управленческих инноваций: сб. ст. Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Палеотип, 2015. С.297–302.

11. Харин А.А. Инновационная инфраструктура как основной элемент национальной инновационной системы / А.А. Харин / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям // Науковедческие исследования, 2015: сборник научных трудов; под ред. Ракитова А.И. М., 2015. С.12–18.

12. Ганеев А.Р. Сертификация профессиональных квалификаций как один из основных инструментов развития человеческого капитала для построения инновационной экономики / А.Р. Ганеев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. – 2015. – № 6 (200). – С.84–90.

13. Подураев Ю.В. Взаимодействие образовательных организаций высшего образования и машиностроительных предприятий как один из основных инструментов развития человеческого капитала / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. – 2015. – № 8 (202). – С. 42–44.

14. Подкуйко А.И. Роль инжиниринговых услуг в развитии технологических инноваций (на примере субъекта Российской Федерации) / Пастухов В.В., Подкуйко А.И., Харин А.А., Харин А.А. // Инновации. –2016. – № 3 (209). – С. 42–46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Подураев Ю.В. Развитие человеческого потенциала предприятий на базе совместных научно-образовательных комплексов с образовательными организациями высшего образования / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. – 2016. – № 8 (214). – С. 20–24.

17. Подкуйко А.И. Основные инструменты государственной поддержки развития инжиниринговой деятельности в Российской Федерации / А.М. Елбакиев, А.И. Подкуйко, А.А. Харин / Вестник МГТУ «СТАНКИН». – 2016. – №4(39). – С. 131–135.

18. Елбакиев А.М.Тенденции и проблемы развития инжиниринговой деятельности в Российской Федерации. / А.М. Елбакиев, А.И. Подкуйко, А.А. Харин / Вестник МГТУ «СТАНКИН». – 2017. – №2(41). – С. 103–106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Харина О.С. Управление функционированием инновационной образовательной организацией с целью развития её ресурсного обеспечения. /О.С. Харина, А.А. Харин// Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. – С. 124–130.

Войти или Создать
* Забыли пароль?