PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONFLICTS IN THE ACTIVITIES OF THE HEAD OF LAW ENFORCEMENT BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The effectiveness of managerial activity of heads of internal affairs bodies is related to the ability of the leader to prevent and prevent socio-psychological conflicts. The implementation of the basic functions of management depends on the style of management and personal qualities of the leader himself. In the prevention of socio-psychological conflicts, the chief role belongs to the leader, his ability to distribute responsibilities psychologically, to fairly assess the results achieved, to act as an intermediary in the settlement of emerging conflicts, disputes and contradictions.

Keywords:
managerial activity, social and psychological conflict, collective, employees of internal affairs bodies.
Text

Проблематика построения взаимоотношений между руководителем и подчиненным на сегодняшний день весьма актуальна для всех без исключения сотрудников органов внутренних дел, ввиду того, что имеется определенная иерархическая структура служебных взаимоотношений [2, с. 109], так как в центре данных взаимоотношений находятся актуальные на сегодняшний день вопросы служебной деятельности  органов внутренних дел (далее ОВД).

Эффективность управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, направленная на профилактику, недопущение и разрешение социально-психологических конфликтов обеспечивается учетом социально-психологических факторов, определяющих стратегии поведения в конфликтных ситуациях служебной деятельности, стиль управленческой деятельности руководителя, уровень конфликтности в коллективе [1. с.19].

Умелое управление конфликтами является одной из важных профессиональных компетенций для руководителей разных уровней.

В ходе проведения эмпирического исследования было осуществлено анкетирование руководителей (заместителей) территориальных органов (далее ТО) МВД России районного и регионального уровня (полиции, внутренней службы, юстиции), а также руководителей (заместителей) территориальных органов Национального агентства полиции Юстиции Министерства внутренних дел Монголии [3]. Приняли участие 62 руководителя (заместителей руководителя), из них: 55 руководителей ТО МВД России; 7 руководителей ТО ГУП МЮВД Монголии, которые оценили особенности и частоту возникновения социально-психологических конфликтов в подразделениях ОВД (полиции Монголии); причины, послужившие их появлению, способах их предупреждения и разрешения; наличием, социально-психологических знаний, которыми обладают опрошенные руководители и применяют ли они их в практической деятельности.

Эмпирическое исследование проводилось в целях качественного сбора, анализа и обобщения эмпирического материала по исследуемой тематике предупреждения конфликтов в деятельности руководителя ОВД, личной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления определенных стилей разрешения конфликтных ситуаций руководящим составом подразделений полиции.

Анализ результатов опроса сотрудников показывает следующее:

На вопрос: как вы считаете, какие факторы влияют на возникновение конфликтов в органах внутренних дел?

На рисунке 1 видно, какие факторы влияют на появление конфликтных ситуаций в служебной деятельности руководителей ТО полиции Монголии. Более половины руководителей – 57,1% считают одним из главных конфликтогенных факторов это социально-правовая защита сотрудников полиции. Далее является предвзятость руководства полиции Монголии, так считают 28,6%, 14,3% относит к конфликтогенному фактору несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность полиции в Монголии.

 

Руководители ТО МВД России - 50,9% считают одним из основных факторов возникновения конфликтов в их служебной деятельности – социально правовую защиту сотрудников ОВД; 20% отмечают, что несовершенство нормативной правовой базы ОВД так же является конфликтогенным фактором. Ровно столько же руководителей ТО МВД России, 20% считаю «предвзятое отношение» руководства одним из факторов появления конфликтных ситуаций; 9,1% к конфликтогенным факторам относят специфику выполняемых задач, ненадлежащее разъяснение целей и методов их достижения, отношение исполнителя к поставленной задаче, некомпетентность и нетактичность вышестоящего руководства ОВД.  

Таким образом, руководители ТО полиции Монголии и МВД России к основному фактору возникновения социально-психологических конфликтов в подразделении относят социально-правовую защиту сотрудников полиции.

На вопрос: по Вашему мнению, необходимы ли психологические знания и умения по профилактике конфликтов сотруднику, назначаемому на руководящую должность?

 

 

Подчеркивают наличие определенных психологических знаний и умений профилактики конфликтов у сотрудника, назначаемого руководителем ТО полиции Монголии в обязательном порядке 71,4%, оставшиеся 28,6% считают, что наличие психологических знаний и умений для профилактики конфликтных ситуаций должно быть на усмотрение руководства полиции Монголии.

Сотрудники руководящего звена ОВД ( 91%) считают, что присутствие психологических знаний, умений и навыков предупреждения социально-психологических конфликтов у сотрудников, назначаемых на руководящие должности в ТО МВД России необходимо в обязательном порядке (рис. 4), а наличие данной компетенции у назначаемых сотрудников на руководящие должности не обязательно, считают 3,6%, также 3,6% отметили, что наличие указанных знаний и умений профилактики конфликтных ситуаций должно быть на усмотрение руководства ОВД; 1,8% опрошенных указали, что необходимость владения данной компетенцией обусловлено личностной позицией сотрудника, назначаемого на руководящую должность в органах внутренних дел Российской Федерации.

На вопрос: При разрешении конфликтов в подразделении ОВД его руководителю необходимо?

При возникновении конфликта в подразделении, большая часть руководителей ТО полиции Монголии –85,7% считают необходимым руководителю ТО самостоятельно разрешать зародившийся конфликт; 14,3% считает, что руководитель при возникновении конфликта в подразделении должен выступать в качестве «третейского судьи».

 

 

Большая часть руководителей ТО МВД России –54,5% считают, что при разрешении конфликтов в подразделении руководитель ОВД должен выступать в качестве «третейского судьи»; 20% отмечают, что разрешать возникшие конфликты руководитель обязан самостоятельно; 18,2% считают в данной ситуации прибегать к помощи специалистов по направлению служебной деятельности данного подразделения; 7,3% считают, что руководитель ОВД должен поступать при разрешении конфликтов в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. по обстоятельствам. 

Анализируя мнения руководителей ТО полиции Монголии и ТО МВД России по данному вопросу (рис. 5 и 6) можно сделать вывод, что монгольские коллеги самостоятельно регулируют разрешение конфликтной, не прибегая к помощи посредников. Российские руководителя ТО при возникновении социально-психологических конфликтов по мимо самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, используют ресурс «третейского судьи», тем самым не принимая мнения ни одной из конфликтующих сторон, обращаются к помощи специалистов-психологов.

На вопрос: «Каким, по Вашему мнению, может быть итог конфликтной ситуации в подразделениях ОВД?

Описывая диаграмму на рисунке 7 наглядно видно, что большинство сотрудников полиции Монголии (57,1%) считают итог произошедшего конфликта исключительно положительным, также 28,6% из числа руководящего состава полиции Монголии видят в итоге завершенного конфликта достижение компромисса между противоборствующими сторонами; 14,3% считают результаты конфликта отрицательными.

Обращаясь к мнению руководителей ТО МВД России по итогам конфликтной ситуации в подразделении (рис. 8) наглядно видно, что 49,1% считают итогом конфликтной ситуации достижение именно компромисса и только 36,4% придерживаются мнения, что итоги конфликта могут быть положительными. Из числа руководителей российской полиции 9,1% видят в итоге конфликтной ситуации налаживание сотрудничества, решения различных служебных и личных вопросов, и лишь 3 руководителя ТО МВД России считают итог конфликтной ситуации исключительно отрицательным.

Соответственно проводя сравнительный анализ между руководителями ТО полиции Монголии и ТО МВД России можно сделать вывод, что большинство сотрудников полиции руководящего звена двух стран считают наличие вышеуказанных компетенций в обязательном порядке при назначении на вышестоящую должность. Необходимо отметить следующее, что по вопросам профилактики социально-психологических конфликтов в оперативно-служебной деятельности, руководители полицейских подразделений обеих стран не всегда применяют идентичные психологические приемы и методы предупреждения социально-психологических конфликтов, возникающих в территориальном органе, и имеют различный уровень необходимых психологических знаний для разрешения указанных проблем. Руководители ТО полиции Монголии и руководители ТО МВД России считают необходимым повышать и развивать уже имеющиеся психологические знания по предупреждению социально-психологических конфликтов в служебной деятельности.  Сотрудники из числа руководящего состава полиции обоих стран готовы повышать свои психологические знания, умения и навыки по профилактике конфликтов в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Важно отметить, указанные психологические отличия в поведении руководителей ТО полиции двух государств во многом могут быть обусловлены, в том числе, этнокультурным компонентом, на формирование которого оказала влияние многовековая история, как Монголии, так и России.

References

1. Vahnina V.V., Bobkova I.E. Psihologicheskoe soprovozhdenie rukovoditeley strukturnyh podrazdeleniy territorial'nyh organov MVD Rossii na nachal'nom etape upravlencheskoy kar'ery: uchebnoe posobie [Psychological support of heads of structural divisions of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of a management career: the manual]. – Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013.- 118 p.

2. Mar'in M.I. Psihologicheskaya sluzhba kak resurs povysheniya effektivnosti deyatel'nosti organov vnutrennih del [Psychological service as a resource for increasing the effectiveness of the activity of the organs of internal affairs] // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3. (31) pp. 109-113 (in Russia)

3. http://mojha.gov.mn/structure of the ministry of.html.


Login or Create
* Forgot password?