сотрудник
Москва, Россия
студент
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Эффективность управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел связана с умением руководителя профилактировать и предупреждать социально-психологические конфликты. Осуществление основных функций управления зависит от стиля управления и личностных качеств самого руководителя. В профилактике социально-психологических конфликтов важнейшая роль принадлежит руководителю, его умению психологически грамотно распределять обязанности, справедливо оценивать достигнутые результаты, выступать в роли посредника при урегулировании возникающих конфликтов, споров и противоречий.
управленческая деятельность, социально-психологический конфликт, коллектив, сотрудники органов внутренних дел.
Проблематика построения взаимоотношений между руководителем и подчиненным на сегодняшний день весьма актуальна для всех без исключения сотрудников органов внутренних дел, ввиду того, что имеется определенная иерархическая структура служебных взаимоотношений [2, с. 109], так как в центре данных взаимоотношений находятся актуальные на сегодняшний день вопросы служебной деятельности органов внутренних дел (далее ОВД).
Эффективность управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, направленная на профилактику, недопущение и разрешение социально-психологических конфликтов обеспечивается учетом социально-психологических факторов, определяющих стратегии поведения в конфликтных ситуациях служебной деятельности, стиль управленческой деятельности руководителя, уровень конфликтности в коллективе [1. с.19].
Умелое управление конфликтами является одной из важных профессиональных компетенций для руководителей разных уровней.
В ходе проведения эмпирического исследования было осуществлено анкетирование руководителей (заместителей) территориальных органов (далее ТО) МВД России районного и регионального уровня (полиции, внутренней службы, юстиции), а также руководителей (заместителей) территориальных органов Национального агентства полиции Юстиции Министерства внутренних дел Монголии [3]. Приняли участие 62 руководителя (заместителей руководителя), из них: 55 руководителей ТО МВД России; 7 руководителей ТО ГУП МЮВД Монголии, которые оценили особенности и частоту возникновения социально-психологических конфликтов в подразделениях ОВД (полиции Монголии); причины, послужившие их появлению, способах их предупреждения и разрешения; наличием, социально-психологических знаний, которыми обладают опрошенные руководители и применяют ли они их в практической деятельности.
Эмпирическое исследование проводилось в целях качественного сбора, анализа и обобщения эмпирического материала по исследуемой тематике предупреждения конфликтов в деятельности руководителя ОВД, личной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления определенных стилей разрешения конфликтных ситуаций руководящим составом подразделений полиции.
Анализ результатов опроса сотрудников показывает следующее:
На вопрос: как вы считаете, какие факторы влияют на возникновение конфликтов в органах внутренних дел?
На рисунке 1 видно, какие факторы влияют на появление конфликтных ситуаций в служебной деятельности руководителей ТО полиции Монголии. Более половины руководителей – 57,1% считают одним из главных конфликтогенных факторов это социально-правовая защита сотрудников полиции. Далее является предвзятость руководства полиции Монголии, так считают 28,6%, 14,3% относит к конфликтогенному фактору несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность полиции в Монголии.
Руководители ТО МВД России - 50,9% считают одним из основных факторов возникновения конфликтов в их служебной деятельности – социально правовую защиту сотрудников ОВД; 20% отмечают, что несовершенство нормативной правовой базы ОВД так же является конфликтогенным фактором. Ровно столько же руководителей ТО МВД России, 20% считаю «предвзятое отношение» руководства одним из факторов появления конфликтных ситуаций; 9,1% к конфликтогенным факторам относят специфику выполняемых задач, ненадлежащее разъяснение целей и методов их достижения, отношение исполнителя к поставленной задаче, некомпетентность и нетактичность вышестоящего руководства ОВД.
Таким образом, руководители ТО полиции Монголии и МВД России к основному фактору возникновения социально-психологических конфликтов в подразделении относят социально-правовую защиту сотрудников полиции.
На вопрос: по Вашему мнению, необходимы ли психологические знания и умения по профилактике конфликтов сотруднику, назначаемому на руководящую должность?
Подчеркивают наличие определенных психологических знаний и умений профилактики конфликтов у сотрудника, назначаемого руководителем ТО полиции Монголии в обязательном порядке 71,4%, оставшиеся 28,6% считают, что наличие психологических знаний и умений для профилактики конфликтных ситуаций должно быть на усмотрение руководства полиции Монголии.
Сотрудники руководящего звена ОВД ( 91%) считают, что присутствие психологических знаний, умений и навыков предупреждения социально-психологических конфликтов у сотрудников, назначаемых на руководящие должности в ТО МВД России необходимо в обязательном порядке (рис. 4), а наличие данной компетенции у назначаемых сотрудников на руководящие должности не обязательно, считают 3,6%, также 3,6% отметили, что наличие указанных знаний и умений профилактики конфликтных ситуаций должно быть на усмотрение руководства ОВД; 1,8% опрошенных указали, что необходимость владения данной компетенцией обусловлено личностной позицией сотрудника, назначаемого на руководящую должность в органах внутренних дел Российской Федерации.
На вопрос: При разрешении конфликтов в подразделении ОВД его руководителю необходимо?
При возникновении конфликта в подразделении, большая часть руководителей ТО полиции Монголии –85,7% считают необходимым руководителю ТО самостоятельно разрешать зародившийся конфликт; 14,3% считает, что руководитель при возникновении конфликта в подразделении должен выступать в качестве «третейского судьи».
Большая часть руководителей ТО МВД России –54,5% считают, что при разрешении конфликтов в подразделении руководитель ОВД должен выступать в качестве «третейского судьи»; 20% отмечают, что разрешать возникшие конфликты руководитель обязан самостоятельно; 18,2% считают в данной ситуации прибегать к помощи специалистов по направлению служебной деятельности данного подразделения; 7,3% считают, что руководитель ОВД должен поступать при разрешении конфликтов в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. по обстоятельствам.
Анализируя мнения руководителей ТО полиции Монголии и ТО МВД России по данному вопросу (рис. 5 и 6) можно сделать вывод, что монгольские коллеги самостоятельно регулируют разрешение конфликтной, не прибегая к помощи посредников. Российские руководителя ТО при возникновении социально-психологических конфликтов по мимо самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, используют ресурс «третейского судьи», тем самым не принимая мнения ни одной из конфликтующих сторон, обращаются к помощи специалистов-психологов.
На вопрос: «Каким, по Вашему мнению, может быть итог конфликтной ситуации в подразделениях ОВД?
Описывая диаграмму на рисунке 7 наглядно видно, что большинство сотрудников полиции Монголии (57,1%) считают итог произошедшего конфликта исключительно положительным, также 28,6% из числа руководящего состава полиции Монголии видят в итоге завершенного конфликта достижение компромисса между противоборствующими сторонами; 14,3% считают результаты конфликта отрицательными.
Обращаясь к мнению руководителей ТО МВД России по итогам конфликтной ситуации в подразделении (рис. 8) наглядно видно, что 49,1% считают итогом конфликтной ситуации достижение именно компромисса и только 36,4% придерживаются мнения, что итоги конфликта могут быть положительными. Из числа руководителей российской полиции 9,1% видят в итоге конфликтной ситуации налаживание сотрудничества, решения различных служебных и личных вопросов, и лишь 3 руководителя ТО МВД России считают итог конфликтной ситуации исключительно отрицательным.
Соответственно проводя сравнительный анализ между руководителями ТО полиции Монголии и ТО МВД России можно сделать вывод, что большинство сотрудников полиции руководящего звена двух стран считают наличие вышеуказанных компетенций в обязательном порядке при назначении на вышестоящую должность. Необходимо отметить следующее, что по вопросам профилактики социально-психологических конфликтов в оперативно-служебной деятельности, руководители полицейских подразделений обеих стран не всегда применяют идентичные психологические приемы и методы предупреждения социально-психологических конфликтов, возникающих в территориальном органе, и имеют различный уровень необходимых психологических знаний для разрешения указанных проблем. Руководители ТО полиции Монголии и руководители ТО МВД России считают необходимым повышать и развивать уже имеющиеся психологические знания по предупреждению социально-психологических конфликтов в служебной деятельности. Сотрудники из числа руководящего состава полиции обоих стран готовы повышать свои психологические знания, умения и навыки по профилактике конфликтов в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Важно отметить, указанные психологические отличия в поведении руководителей ТО полиции двух государств во многом могут быть обусловлены, в том числе, этнокультурным компонентом, на формирование которого оказала влияние многовековая история, как Монголии, так и России.
1. Вахнина В.В., Бобкова И.Е. Психологическое сопровождение руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России на начальном этапе управленческой карьеры: учебное пособие. – М.: Академия управления МВД России, 2013.- 118 с.
2. Марьин М.И. Психологическая служба как ресурс повышения эффективности деятельности органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3.(31) С. 109-113.
3. http://mojha.gov.mn/structure of the ministry of.html.