Ulan-Ude, Ulan-Ude, Russian Federation
Russian Federation
GRNTI 10.15 Конституционное (государственное) право
OKSO 40.06.01 Юриспруденция
BBK 67 Право. Юридические науки
TBK 75 Право. Юридические науки
The article is devoted to the question of the legal basis of cross-border cooperation of Russia at the present stage in the light of the adoption of the Federal law of 26.07.2017 "On the basis of cross-border cooperation". The author also raised the issue of allotment of border regions of the country a special status and a number of exclusive powers or rights in the context of the establishment and development of cross-border ties, which are recognized by many scientists complex and has a number of features. The author comes to the conclusion that the urgent need for granting the Russian regions from the area of the borderland special status no, but this kind of regions because of the geographical location and the resulting information on their external relations with neighbouring States in need of the proclamation of some special conditions of implementation of cross-border cooperation.
cross-border cooperation; border subject; special status; the legal regulation.
Интеграционные процессы на уровне мирового сообщества придали субъектам государств в вопросах международного сотрудничества особое значение. Это обосновано тем, что на современном этапе субъекты или административно-территориальные единицы на основании определённого круга полномочий стали играть заметную роль в области установления связей с внешним миром. Россия как страна с самым большим количеством сопредельных государств обратила отдельное внимание и на приграничные регионы.
До 2017 г. в России регулирование вопросов в области приграничного сотрудничества ограничивалось такими нормативно-правовыми актами и документами международного и внутригосударственного уровня, как Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», «Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр», «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.», «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан» и др. [4].
В 2017 г. был принят Федеральный закон №179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества», мнения о необходимости которого выдвигались уже относительно давно [6].
Как отмечает Доронина П.Е., для России принятие данного закона было важной необходимостью. Это объясняется тем, что «урегулирование отношений, возникающих в сфере осуществления приграничного сотрудничества» происходило только несколькими правовыми актами и, можно сказать, косвенным образом. Иными словами, в названных ранее правовых актах моменты по регулированию приграничного сотрудничества отмечались в контексте осуществления международного сотрудничества, то есть специализированной правовой базы, направленной на координирование приграничного сотрудничества, в стране не было. Также принятие Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества» было выполнением «обязательств России по Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей». Так, появление в стране данного закона стало серьезным шагом по формированию той самой правовой базы, которая будет нацелена конкретно на область приграничного сотрудничества [2].
Киричук С.М. акцентирует внимание на том, что данная сфера международных взаимосвязей характеризуется наличием своей специфики, что не учитывается «общими законодательными нормами», которые регламентируют «международную деятельность субъектов в целом». Ученый так же замечает, что «в современном мире не может быть границ экономических, культурных, бытовых национальных» [3].
По мнению автора, Киричук С.М. тем самым лаконично отразил основной принцип современных взаимоотношений между странами, предполагающий некую прозрачность границ и второстепенность их барьерной функции. Так, на наш взгляд, приграничным регионам действительно отведена на сегодняшний день особая роль в международных связях, что должно быть подкреплено соответствующим правовым фундаментом.
Вопрос особого статуса и вытекающих из него правовых полномочий приграничных регионов среди ряда исследователей вызывают споры, на основании которых можно выделить два противоположных друг другу мнения. Другими словами, одни исследователи выступают за признание права таких субъектов на исключительные полномочия или особый статус, а другие – против.
Так, Панфилова М.Р. считает, что для России «нецелесообразно разрабатывать особую приграничную политику» и устанавливать для определенных субъектов страны «особый приграничный статус». Это исследователь объясняет тем, что порубежные субъекты занимают огромные площади, а потому на большую их часть «существенное воздействие границы» не распространяется [5].
Второе мнение в данном вопросе является полной противоположностью первому, поскольку мысль о необходимости наличия у приграничных субъектов особого круга прав подкрепляется аргументом, что эти субъекты априори обладают специфичностью своего географического расположения и, соответственно, особенным характером протекания приграничных контактов.
Такой точки зрения придерживается Цветкова О.В., утверждающая, что пограничные регионы «должны обладать особым статусом, иметь определенные закрепленные законодательно преференции». К тому же, как пишет ученый, «для снижения диспропорций в развитии пограничных регионов Российской Федерации регионы должны отражать свой пограничный статус в конституциях и уставах субъектов». Исследователь так же утверждает, что имеющийся ряд политико-правовых проблем у российских субъектов из зоны пограничья провоцирует «десятки территориальных (пограничных) конфликтов», оказывающих негативное влияние на международные отношения. Так, Цветкова О.В. считает, что в целях разрешения существующих проблем, затрагивающих тем или иным образом область приграничного сотрудничества, а также в целях содействия государства в области «социально-экономического развития приграничных территорий России» необходимо «активизировать законотворческий процесс». Соответственно, для этого потребуется ускорить «разработку федеральных законов о статусе приграничных территорий, государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий РФ, о приграничной торговле» [7].
Действительно, уровень развитости большинства субъектов, находящихся на порубежье страны, нельзя охарактеризовать как высокий. Исключение составляют лишь некоторые приграничные регионы, среди которых значатся такие, как Ленинградская область, Самарская область, Республика Карелия и др. [1].
На наш взгляд, это определённо говорит о том, что в современных условиях порубежные регионы все же нуждаются в правовом фундаменте, который бы обозначил некоторые особенности приграничного субъекта, его отличительные принципы или условия ведения хозяйства, регулировал бы именно приграничное сотрудничество как сложный и специфический вид международных отношений. Так, принятие в 2017 г. Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества» можно, бесспорно, назвать главным этапом в формировании той самой правовой базы. Стоит также сделать акцент на том, что появление у приграничных регионов каких-либо дополнительных преференций в сфере внешнеэкономических связей с сопредельными странами вызовет лишь положительные изменения в экономике и соответствующего субъекта, и страны в целом, что так необходимо в сложившихся условиях для страны.
1. Badarchi H.B. Tipologicheskiy analiz prigranichnyh regionov Rossii po urovnyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya (na primere Respubliki Tyva) [Elektronnyy resurs]/H.B. Badarchi, D.F.Dabiev // Problemy prognozirovaniya. Ekonomika i ekonomicheskie nauki. – 2012. – S. 89–100. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tipologicheskiy-analiz-prigranichnyh-regionov-rossii-po-urovnyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-na-primere-respubliki-tyva (data obrascheniya: 25.03.2018).
2. Doronina P.E. Koncepciya proekta federal'nogo zakona «Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva v Rossiyskoy Federacii»: kriticheskiy analiz [Elektronnyy resurs] /P.E.Doronina // Sovremennye problemy social'no-gumanitarnyh nauk. – №2. – 2015. – S. 107–116.– URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25023845_51319253.pdf (data obrascheniya: 23.03.2018).
3. Kirichuk S.M. Prigranichnoe sotrudnichestvo: zakonodatel'noe regulirovanie – put' k uspehu territoriy vo blago zhiteley [Elektronnyy resurs]/S. M. Kirichuk //Municipal'naya akademiya. – 2017. – №3. – S. 11–18. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30548074& (data obrascheniya: 23.03.2018).
4. Kostyukov A.N. Problemy pravovogo regulirovaniya prigranichnogo sotrudnichestva [Elektronnyy resurs]/A.N. Kostyukov, Yu.A. Semakina //Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». – 2012. – №3 (32). – S. 51–56. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-pravovogo-regulirovaniya-prigranichnogo-sotrudnichestva (data obrascheniya: 01.02.2018).
5. Panfilova M.R. Ponyatie zemel' prigranichnyh territoriy: istoriko-pravovoy aspekt [Elektronnyy resurs]/M.R. Panfilova// Zhurnal rossiyskogo prava. – 2006. – S. 105–110. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zemel-prigranichnyh-territoriy-istoriko-pravovoy-aspekt (data obrascheniya: 25.03.2018).
6. Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva :federal'nyy zakon ot 26.07.2017 g. №179-FZ [Elektronnyy resurs] / informacionno-pravovoy portal «Garant.Ru». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71630188/ (data obrascheniya: 20.01.2018).
7. Cvetkova O.V. Politiko-pravovye problemy pogranichnyh regionov [Elektronnyy resurs]/O.V. Cvetkova // Vlast'. – 2015. – №9. – S. 83–88. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24353603_39706704.pdf (data obrascheniya: 25.03.2018