ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросу о правовых основах приграничного сотрудничества России на современном этапе в свете принятия Федерального закона от 26.07.2017 г. «Об основах приграничного сотрудничества». Также автором затронут вопрос о наделении порубежных регионов страны особым статусом и рядом исключительных полномочий или прав в контексте установления и развития ими приграничных связей, которые признаются многими учеными сложными и имеющими ряд особенностей. Автор приходит к выводу, что острой необходимости в наделении российских субъектов из зоны приграничья особым статусом нет, но данный вид регионов все же в силу географического расположения и вытекающей из этого специфики в их внешних связях с сопредельными государствами нуждается в провозглашении некоторых особенных условий реализации приграничного сотрудничества.

Ключевые слова:
приграничное сотрудничество, порубежный субъект, особый статус, нормативно-правовое регулирование.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Интеграционные процессы на уровне мирового сообщества придали субъектам государств в вопросах международного сотрудничества особое значение. Это обосновано тем, что на современном этапе субъекты или административно-территориальные единицы на основании определённого круга полномочий стали играть заметную роль в области установления связей с внешним миром. Россия как страна с самым большим количеством сопредельных государств обратила отдельное внимание и на приграничные регионы.

До 2017 г. в России регулирование вопросов в области приграничного сотрудничества ограничивалось такими нормативно-правовыми актами и документами международного и внутригосударственного уровня, как Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», «Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр», «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.», «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан» и др. [4].

В 2017 г. был  принят Федеральный закон №179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества», мнения о необходимости которого выдвигались уже относительно давно [6].

Как отмечает Доронина П.Е., для России принятие данного закона было важной необходимостью. Это объясняется тем, что «урегулирование отношений, возникающих в сфере осуществления приграничного сотрудничества» происходило только несколькими правовыми актами и, можно сказать, косвенным образом. Иными словами, в названных ранее правовых актах моменты по регулированию приграничного сотрудничества отмечались в контексте осуществления международного сотрудничества, то есть специализированной правовой базы, направленной на координирование приграничного сотрудничества, в стране не было. Также принятие Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества» было выполнением «обязательств России по Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей». Так, появление в стране данного закона стало серьезным шагом по формированию той самой правовой базы, которая будет нацелена конкретно на область приграничного сотрудничества [2].

Киричук С.М. акцентирует внимание на том, что данная сфера международных взаимосвязей характеризуется наличием своей специфики, что не учитывается «общими законодательными нормами», которые регламентируют «международную деятельность субъектов в целом». Ученый так же замечает, что «в современном мире не может быть границ экономических, культурных, бытовых национальных» [3].

По мнению автора, Киричук С.М. тем самым лаконично отразил основной принцип современных взаимоотношений между странами, предполагающий некую прозрачность границ и второстепенность их барьерной функции. Так, на наш взгляд, приграничным регионам действительно отведена на сегодняшний день особая роль в международных связях, что должно быть подкреплено соответствующим правовым фундаментом.

Вопрос особого статуса и вытекающих из него правовых полномочий приграничных регионов среди ряда исследователей вызывают споры, на основании которых можно выделить два противоположных друг другу мнения. Другими словами, одни исследователи выступают за признание права таких субъектов на исключительные полномочия или особый статус, а другие – против.

Так, Панфилова М.Р. считает, что для России «нецелесообразно разрабатывать особую приграничную политику» и устанавливать для определенных субъектов страны «особый приграничный статус». Это исследователь объясняет тем, что порубежные субъекты занимают огромные площади, а потому на большую их часть «существенное воздействие границы» не распространяется [5].

Второе мнение в данном вопросе является полной противоположностью первому, поскольку мысль о необходимости наличия у приграничных субъектов особого круга прав подкрепляется аргументом, что эти субъекты априори обладают специфичностью своего географического расположения и, соответственно, особенным характером протекания приграничных контактов.

Такой точки зрения придерживается Цветкова О.В., утверждающая, что пограничные регионы «должны обладать особым статусом, иметь определенные закрепленные законодательно преференции». К тому же, как пишет ученый, «для снижения диспропорций в развитии пограничных регионов Российской Федерации регионы должны отражать свой пограничный статус в конституциях и уставах субъектов». Исследователь так же утверждает, что имеющийся ряд политико-правовых проблем у российских субъектов из зоны пограничья провоцирует «десятки территориальных (пограничных) конфликтов», оказывающих негативное влияние на международные отношения. Так, Цветкова О.В. считает, что в целях разрешения существующих проблем, затрагивающих тем или иным образом область приграничного сотрудничества, а также в целях содействия государства в области «социально-экономического развития приграничных территорий России» необходимо «активизировать законотворческий процесс». Соответственно, для этого потребуется ускорить «разработку федеральных законов о статусе приграничных территорий, государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий РФ, о приграничной торговле» [7].

Действительно, уровень развитости большинства субъектов, находящихся на порубежье страны, нельзя охарактеризовать как высокий. Исключение составляют лишь некоторые приграничные регионы, среди которых значатся такие, как Ленинградская область, Самарская область, Республика Карелия и др. [1].

На наш взгляд, это определённо говорит о том, что в современных условиях порубежные регионы все же нуждаются в правовом фундаменте, который бы обозначил некоторые особенности приграничного субъекта, его отличительные принципы или условия ведения хозяйства, регулировал бы именно приграничное сотрудничество как сложный и специфический вид международных отношений. Так, принятие в 2017 г. Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества» можно, бесспорно, назвать главным этапом в формировании той самой правовой базы. Стоит также сделать акцент на том, что появление у приграничных регионов каких-либо дополнительных преференций в сфере внешнеэкономических связей с сопредельными странами вызовет лишь положительные изменения в экономике и соответствующего субъекта, и страны в целом, что так необходимо в сложившихся условиях для страны.

Список литературы

1. Бадарчи Х.Б. Типологический анализ приграничных регионов России по уровню социально-экономического развития (на примере Республики Тыва) [Электронный ресурс]/Х.Б. Бадарчи, Д.Ф.Дабиев // Проблемы прогнозирования. Экономика и экономические науки. – 2012. – С. 89–100. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tipologicheskiy-analiz-prigranichnyh-regionov-rossii-po-urovnyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-na-primere-respubliki-tyva (дата обращения: 25.03.2018).

2. Доронина П.Е. Концепция проекта федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации»: критический анализ [Электронный ресурс] /П.Е.Доронина // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – №2. – 2015. – С. 107–116.– URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25023845_51319253.pdf (дата обращения: 23.03.2018).

3. Киричук С.М. Приграничное сотрудничество: законодательное регулирование – путь к успеху территорий во благо жителей [Электронный ресурс]/С. М. Киричук //Муниципальная академия. – 2017. – №3. – С. 11–18. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30548074& (дата обращения: 23.03.2018).

4. Костюков А.Н. Проблемы правового регулирования приграничного сотрудничества [Электронный ресурс]/А.Н. Костюков, Ю.А. Семакина //Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2012. – №3 (32). – С. 51–56. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-pravovogo-regulirovaniya-prigranichnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 01.02.2018).

5. Панфилова М.Р. Понятие земель приграничных территорий: историко-правовой аспект [Электронный ресурс]/М.Р. Панфилова// Журнал российского права. – 2006. – С. 105–110. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zemel-prigranichnyh-territoriy-istoriko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 25.03.2018).

6. Об основах приграничного сотрудничества :федеральный закон от 26.07.2017 г. №179-ФЗ [Электронный ресурс] / информационно-правовой портал «Гарант.Ру». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71630188/ (дата обращения: 20.01.2018).

7. Цветкова О.В. Политико-правовые проблемы пограничных регионов [Электронный ресурс]/О.В. Цветкова // Власть. – 2015. – №9. – С. 83–88. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24353603_39706704.pdf (дата обращения: 25.03.2018

Войти или Создать
* Забыли пароль?