Abstract and keywords
Abstract (English):
The objective need of modern society is to find the best ways to organize the educational process, rational options for teaching content and its structure. Strengthening the communicative orientation in teaching foreign languages is reflected, among other things, in the approach to learning grammar. At present, it is not just a matter of knowing the language, but of being able to use it in real communication, i.e. on the practical knowledge of t2he language and, consequently, on the development of “communicative competence”. At the same time, grammatical skills take a leading place in the process of achieving this goal. The problem of methods in teaching the grammatical side of speech seems to be one of the most urgent. It is necessary to use such methods of teaching the grammatical side of speech that would meet modern requirements. One such method is functional. The article presents a systematic description of the strategy of functionally directed learning to the grammatical side of speech; provides a rationale for the leading role of communicative competence in achieving the goal of practical knowledge of a foreign language and language competence, its component part — grammar.

Keywords:
functional approach, communicative competence, grammatical skills, language competence, grammar, lexical skills.
Text

В настоящее время в связи с приобретением иностранными языками статуса средства мирового общения проблема оптимизации обучения иностранным языкам и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных. В апреле 1997 г. Советом Европы была одобрена последняя редакция документа, получившего название «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция» (Modern Languages. Learning, Teaching, Assessment. A common European Framework of reference). Идея создания такого документа возникла в 1991 г. Необходимость его появления объясняется изменившимися геополитическими условиями. Концепция новой Европы — Европы без границ, в которой значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, требует обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков, поэтому 2001 г. был объявлен «годом языков». «Общеевропейская компетенция» не ставит задачу пропаганды единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа — помочь всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, авторам учебных материалов, специалистам по контрольно-оценочной деятельности, родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере обучения. Таким образом, на общеевропейском уровне было отмечено, что не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти и о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов, или о вариативных технологиях. Рассмотрим категории прагматического и педагогического планирования. Если взять за основу обучающую цель, «способность к коммуникации на иностранном языке» [6, с. 271], то категории традиционного описания языка (грамматика, словарный запас, произношение, правописание и т.п.) будут недостаточными. Важнее функциональный аспект языковой системы. Прагматически планировать — это значит признавать, что занятия должны подготовить к практическому использованию изучаемого материала. Как уже отмечалось выше, эффект в обучении должен выражаться не только и не столько в количестве выученных слов и структур, сколько в умении использовать их в процессе коммуникации. При этом эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся. Иными словами, обучение должно быть личностно ориентированным.

References

1. Baranova Ye.N., Duplenko Ye.P. O podgotovke k mezhkul’turnomu yazykovomu obshcheniyu [On the preparation for intercultural linguistic communication]. Moscow, Pedagogika Publ., 1998, I. 1, 276 p.

2. Vitlin Zh.L. Sovremennyye problemy obucheniya grammatike [Modern problems of teaching grammar]. IYASH Publ., 2000, I. 5, 312 p.

3. Gurvich P.B. Teoriya i praktika eksperimenta v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka [Theory and practice of experiment in the teaching of a foreign language]. Vladimir, 1980, pp. 109–112.

4. Zhinkin N.I. YAzyk – rech’ – tvorchestvo [Language – speech –creativity]. RYASH Publ., 2000, I. 6, 236 p.

5. Zimnyaya I.I. Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages in school]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991, pp. 224–227.

6. Lapteva O.A. Idei kommunikativnoy lingvistiki v kommunikativnoy metodike [Ideas of communicative linguistics in a communicative technique]. Moscow, 1990, pp. 269–273.

7. Mil’rud R.P. Kommunikativnost’ yazyka i obucheniye razgovornoy grammatike [Communicative language and learning colloquial grammar]. IYASH Publ., 2001, I. 6, pp. 312–316.

8. Passov Ye.I. Kommunikativnost’ obucheniya — v praktiku shkoly [Communicative education — in the practice of the school]. Moscow, 1985, pp. 284–289.

9. Passov Ye.I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative method of teaching speaking to a foreign speaker]. Moscow, 1997, pp. 314–318.

10. Passov Ye.I. Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam [Fundamentals of teaching methods for foreign languages]. Moscow, 1997. 336 p.

11. Passov Ye.I. Osnovy kommunikativnoy metodiki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Fundamentals of communicative methodology for teaching foreign-language communication]. Moscow, 1989, pp. 285–291.

12. Petrovskiy A.V., Kitaygorodskaya G.A. K nekotorym voprosam aktivizatsii uchebnoy deyatel’nosti [To some questions of activization of educational activity]. Moscow, 1979, pp. 274–292.

13. Fadeyeva S.A., Yusupov V.O. Ideya kommunikativnoy lingvistiki v kommunikativnoy metodike. [The idea of communicative linguistics in a communicative technique] RYASH Publ., 2000, № 4, pp. 163–172.

14. Shatilov S.F. Teoreticheskiye osnovy metodiki obucheniya grammaticheskomu aspektu inoyazychnoy rechi [Theoretical foundations of the method of teaching the grammatical aspect of foreign speech]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1991, pp. 248–254.

15. Brumfit C.J., Johnson K. The Communicative Approach in Language Teaching. Oxford University Press. 1991, pp. 173–182.

16. Harmer J. Teaching and Learning Grammar. Longman Group, UK Limited. 1987. 357 p.

17. Richards J.C., Rogers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press. 1993. 367 p.

Login or Create
* Forgot password?