ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Усиление коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам отражается в том числе и в подходе к обучению грамматике. В настоящее время речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т.е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом грамматические навыки и умения занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Проблема методов в обучении грамматической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных. Необходимо использование таких методов обучения грамматической стороне речи, которые соответствовали бы современным требованиям. Одним из таких методов является функциональный. В статье представлено систематическое описание стратегии функционально направленного обучения грамматической стороне речи; приводится обоснование ведущей роли коммуникативной компетенции в достижении цели практического владения иностранным языком и языковой компетенции, её составляющей части — грамматики.

Ключевые слова:
функциональный подход, коммуникативная компетенция, грамматические навыки, языковая компетенция, грамматика, лексические навыки.
Текст

В настоящее время в связи с приобретением иностранными языками статуса средства мирового общения проблема оптимизации обучения иностранным языкам и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных. В апреле 1997 г. Советом Европы была одобрена последняя редакция документа, получившего название «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция» (Modern Languages. Learning, Teaching, Assessment. A common European Framework of reference). Идея создания такого документа возникла в 1991 г. Необходимость его появления объясняется изменившимися геополитическими условиями. Концепция новой Европы — Европы без границ, в которой значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, требует обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков, поэтому 2001 г. был объявлен «годом языков». «Общеевропейская компетенция» не ставит задачу пропаганды единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа — помочь всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, авторам учебных материалов, специалистам по контрольно-оценочной деятельности, родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере обучения. Таким образом, на общеевропейском уровне было отмечено, что не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти и о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов, или о вариативных технологиях. Рассмотрим категории прагматического и педагогического планирования. Если взять за основу обучающую цель, «способность к коммуникации на иностранном языке» [6, с. 271], то категории традиционного описания языка (грамматика, словарный запас, произношение, правописание и т.п.) будут недостаточными. Важнее функциональный аспект языковой системы. Прагматически планировать — это значит признавать, что занятия должны подготовить к практическому использованию изучаемого материала. Как уже отмечалось выше, эффект в обучении должен выражаться не только и не столько в количестве выученных слов и структур, сколько в умении использовать их в процессе коммуникации. При этом эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся. Иными словами, обучение должно быть личностно ориентированным.

Список литературы

1. Баранова Е.Н. О подготовке к межкультурному языковому общению [Текст] / Е.Н. Баранова, Е.П. Дупленко. — М.: Педагогика, 1998. — № 1. — 276 с.

2. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике ИЯ [Текст] / Ж.Л. Витлин // ИЯШ. — 2000. — № 5. — 312 с.

3. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранного языка [Текст] / П.Б. Гурвич. — Владимир, 1980. — С. 109–112.

4. Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество [Текст] / В.А. Синицын / Праздник творчества на уроках русского языка // РЯШ. — 2000. — № 6. — 236 с.

5. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.И. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — С. 224–227.

6. Лаптева О.А. Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике [Текст] / О.А. Лаптева. — М., 1990. — С. 269–273.

7. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике [Текст] / Р.П. Мильруд // ИЯШ. — 2001. — № 6. — С. 312–316.

8. Пассов Е.И. Коммуникативность обучения — в практику школы [Текст] / Е.И. Пассов. — М., 1985. — С. 284–289.

9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. — М., 1997. — С. 314–318.

10. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И. Пассов. — М., 1997. — 336 с.

11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. — М., 1989. — С. 285–291.

12. Петровский А.В. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности [Текст] / А.В. Петровский // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. — № 5. — М., 1979. — С. 274–292.

13. Фадеева С.А. Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике [Текст] / С.А. Фадеева, В.О. Юсупов // РЯШ. — 2000. — № 4. С. 163–172.

14. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи [Текст] / С.Ф. Шатилов, А.А. Леонтьев // Общая методика обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1991. — С. 248–254.

15. Brumfit C.J., Johnson K. The Communicative Approach in Language Teaching. Oxford University Press. 1991, pp. 173–182.

16. Harmer J. Teaching and Learning Grammar. Longman Group, UK Limited. 1987. 357 p.

17. Richards J.C., Rogers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press. 1993. 367 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?