LINGUODIDACTIC TECHNOLOGY OF AUTONOMOUS FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the linguodidactic technology of autonomous foreign language learning in the system of higher education. The fundamental principle of autonomous learning of a foreign language is to develop skills of self-regulating activities, motivation for self-improvement and acquisition of new communication skills. Educational autonomy is an integral part of modern foreign language education as it contributes to the independent use of language and the development of motivation for the language self-mastery. The article analyzes the structure of linguodidactic technology in the unity of goal setting, content, and organization of the educational process, methods and forms of foreign language teaching, comprehensive evaluation of educational progress. The importance of using the latest information technologies, distant resources, educational platforms is emphasized. The technology is based on the principles of individualization and diversifi cation of education and increases its human potential.

Keywords:
linguodidactic technology, educational autonomy, individualization of learning, independent work, foreign language communicative competence, evaluation, student refl ection.
Text

В эпоху жесткой экономической и геополитической конкуренции огромную роль играет высокий уровень подготовленности трудовых кадров, что нашло отражение в профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям бакалавриата и магистратуры. Учитывая сложившийся непрерывный, «пожизненный» характер современного образовательного процесса, на передний план выходят навыки самостоятельной, саморегулируемой деятельности, основанной на развитой внутренней мотивации к самосовершенствованию и приобретению новых умений и навыков, развития профессионала как субъекта собственной жизнедеятельности. Как полагает Г.В. Сороковых особо важно, чтобы студент владел навыками продуктивно действовать с целью разрешения разнообразных проблем, применять полученные знания на практике, причем не только в стандартных, но и в нестандартных и даже критических ситуациях [4]. Так в стандартах высшего образования на уровне бакалавриата обязательной становится «способность к самоорганизации и самообразованию» и «подготовка необходимых средств и материалов для организации самостоятельного трудового процесса в профессиональной сфере» [7]. Особенную актуальность принцип самостоятельности приобретает в процессе получения филологического образования и при обучении иностранному языку. Унифицированная система обучения с руководящей ролью преподавателя оказалась не в состоянии удовлетворить образовательные потребности обучающихся иностранному языку, уже потому, что сам язык (кроме мертвых языков) — развивающаяся система. В условиях компетентностного подхода язык перестал быть средством достижения узкопрагматических целей, но способствует формированию универсальных учебных действий и развитию критического мышления обучающихся, что возможно лишь при независимой или самоуправляемой учебной деятельности. На первый план закономерно вышли технологии автономного обучения. В последние несколько десятилетий ведутся активные научные поиски в сфере саморегулируемого и автономного обучения. Разработкой проблемы занимались авторитетные отечественные и зарубежные ученые: Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина, А.А. Леонтьев, Е.С. Полат, Е.А. Насонова, Е.А. Таранчук, Н.О. Щеголева, Х.Холек, Д. Литтл, П. Воллер и др. Традиционно в отечественной педагогике под самостоятельной работой понимают «вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения» [1].

References

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [A new dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR Publ., 2009. 448 p.

2. Koryakovtseva N.F. Avtonomiya uchashchikhsya v uchebnoy deyatel’nosti po ovladeniyu inostrannym yazykom kak obrazovatel’naya tsel’ [Autonomy of pupils in educational activity on mastering a foreign language as an educational goal]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages in school]. 2001, I. 1, pp. 9–14.

3. Selevko G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP [Pedagogical technologies on the basis of the didactic and methodical improvement of the OHP]. Moscow: NII shkol’nykh tekhnologiy Publ., 2005. 288 p.

4. Sorokovykh G.V. Produkt-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku v Germanii [Product-oriented learning a foreign language in Germany]. Pedagogika [Pedagogy]. 2008, I. 5, pp. 94–97.

5. Sergeeva V.P., Sergeeva I.S., Sorokovykh G.V., Ziborova Yu.V., Podymova L.S. T’yutor v obrazovatel’nom prostranstve [Tutor in the educational space]. Moscow: INFRA-M Publ., 2016. 192 p.

6. Federal’naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016–2020 gody (utverzhdena postanovleniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 23 maya 2015 g. № 497) [Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020 (approved by Resolution of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 No. 497)].

7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 45.03.01 Filologiya (uroven’ bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the fi eld of preparation 45.03.01 Philology (bachelor’s level)]. Spravochno-pravovaya sistema «Konsul’tantPlyus» [Legal-legal system “ConsultantPlus”].

8. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981.

9. Little D., Ridley J., Ushioda E. Learner autonomy in the foreign language classroom: teacher, learner, curriculum and assessment. Dublin: Authentik, 2003. 252 p.

10. Richards J.S., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching 2nd edition. Cambridge University Press, 2001. 278 p.

Login or Create
* Forgot password?