Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлена лингводидактическая технология автономного обучения иностранному языку в системе высшего образования. Фундаментальный принцип автономного обучения иностранному языку заключается в развитии навыков саморегулируемой деятельности, мотивации к самосовершенствованию и приобретению новых коммуникативных умений и навыков. Учебная автономия является неотъемлемой частью современного иноязычного образования, способствуя независимому использованию языка и развитию мотивации к самостоятельному овладению изучаемым языком. В статье подробно описана структура лингводидактической технологии в единстве целеполагания, содержания и организации учебного процесса, методов и форм обучения иностранному языку, комплексной эвалюации учебных достижений. Подчеркивается важность применения новейших информационных технологий, дистанционных ресурсов, образовательных платформ. Представленная технология базируется на принципах индивидуализации и диверсификации образования и носит гуманистический характер.
лингводидактическая технология, учебная автономия, индивидуализация обучения, самостоятельная работа, иноязычная коммуникативная компетенция, эвалюация, рефлексия.
В эпоху жесткой экономической и геополитической конкуренции огромную роль играет высокий уровень подготовленности трудовых кадров, что нашло отражение в профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям бакалавриата и магистратуры. Учитывая сложившийся непрерывный, «пожизненный» характер современного образовательного процесса, на передний план выходят навыки самостоятельной, саморегулируемой деятельности, основанной на развитой внутренней мотивации к самосовершенствованию и приобретению новых умений и навыков, развития профессионала как субъекта собственной жизнедеятельности. Как полагает Г.В. Сороковых особо важно, чтобы студент владел навыками продуктивно действовать с целью разрешения разнообразных проблем, применять полученные знания на практике, причем не только в стандартных, но и в нестандартных и даже критических ситуациях [4]. Так в стандартах высшего образования на уровне бакалавриата обязательной становится «способность к самоорганизации и самообразованию» и «подготовка необходимых средств и материалов для организации самостоятельного трудового процесса в профессиональной сфере» [7]. Особенную актуальность принцип самостоятельности приобретает в процессе получения филологического образования и при обучении иностранному языку. Унифицированная система обучения с руководящей ролью преподавателя оказалась не в состоянии удовлетворить образовательные потребности обучающихся иностранному языку, уже потому, что сам язык (кроме мертвых языков) — развивающаяся система. В условиях компетентностного подхода язык перестал быть средством достижения узкопрагматических целей, но способствует формированию универсальных учебных действий и развитию критического мышления обучающихся, что возможно лишь при независимой или самоуправляемой учебной деятельности. На первый план закономерно вышли технологии автономного обучения. В последние несколько десятилетий ведутся активные научные поиски в сфере саморегулируемого и автономного обучения. Разработкой проблемы занимались авторитетные отечественные и зарубежные ученые: Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина, А.А. Леонтьев, Е.С. Полат, Е.А. Насонова, Е.А. Таранчук, Н.О. Щеголева, Х.Холек, Д. Литтл, П. Воллер и др. Традиционно в отечественной педагогике под самостоятельной работой понимают «вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения» [1].
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М. : ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 1. — С. 9–14.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
4. Сороковых Г.В. Продукт-ориентированное обучение иностранному языку в Германии // Педагогика. — 2008. — № 5. — С. 94–97.
5. Тьютор в образовательном пространстве : учебное пособие / В.П. Сергеева, И.С. Сергеева, Г.В. Сороковых, Ю.В. Зиборова, Л.С. Подымова. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 192 с.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата) // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс».
8. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981.
9. Little D., Ridley J., Ushioda E. Learner autonomy in the foreign language classroom: teacher, learner, curriculum and assessment. Dublin: Authentik, 2003. 252 p.
10. Richards J.S., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching 2nd edition. Cambridge University Press, 2001. 278 p.