employee from 01.11.2016 until now
Moscow State University of Psychology & Education (Neuro and Pathopsychology of Development (Clinical and Special Psychology Faculty), Assistant Professor)
employee from 06.09.2016 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
graduate student from 01.09.2016 until now
The Autonomous Non-Profit Organization "Scientific and Practical Laboratory" Psychological Instruments " ( Director)
employee from 27.11.2017 until now
RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY (Psychology faculty )
graduate student from 01.09.2016 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
UDK 31 Статистика. Демография. Социология
GRNTI 14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
GRNTI 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
OKSO 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
BBK 744 Образование взрослых. Педагогика взрослых
The article is devoted to the disclosure of the prerequisites for the creation and description of the theoretical foundations of the new educational technology «Re-foresight» («Research Foresight»). The article justified the request for new educational technologies in working with the managers of the new formation. The genesis of the foresight methodology is presented, in which the content thread of the formation of instruments of influence on the development of the strategies of the country, region, and industry is traced. The road map of author's educational technology for research foresight is given, which includes the stages: improvement of managerial competencies, real forecasting, design of management decisions, assessment; application of modern teaching methods: igrofication, visualization of meanings, personal reflection. A triad of psychological categories (personality - activity - communication) is presented, forming the methodology of educational technology «Re-Foresight». The educational technology «Re-Foresight» has been approved in the construction of the image of the future youth branch of the Yamal-Nenets Autonomous District and can be applied at the regional and municipal level, as well as in carrying out branch and corporate foresights.
foresight, educational technology, research foresight, «Re-Foresight», innovation, industry development strategy.
Ничто не стареет так быстро, как будущее.
С. Лем
Актуальность. В современных условиях развития управленческих компетенций назрела необходимость в создании новых технологий обучения. Как отмечает Евгений Иванович Исаев, «к сожалению, необходимо признать, что на сегодняшний день в психолого-педагогической науке понятие “образовательная технология” не проработано» [4, с. 45]. Для определения единого понятийного поля необходимо заложить основу в понимании терминов «технология» и «образовательная технология». Универсальное определение понятия «технология» дано А.М. Новиковым: «…это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи» [11, с. 44]. Для проектирования технологии в образовательную среду нам необходимо ответить на три ключевых вопроса: «зачем учить?», «чему учить?», «как учить?» С нашей точки зрения, именно образовательная технология должна содержать ответы на все три вопроса. Таким образом, под образовательной технологией мы понимаем взаимосвязанную систему способов и средств ценностно-личностного развития через рефлексию совместно смоделированных формирующих действий. Современные образовательные технологии направлены, в первую очередь, на развитие личностного потенциала в процессе образовательной деятельности [7]. Однако, рассматривая базовые психологические категории, необходимо подчеркнуть, что «..психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения» [8, с. 289]. Таким образом, образуется триада психологических категорий (личность — деятельность — общение), формирующих методологию образовательной технологии Re-Foresight. Постановка проблемы. В системе развития компетенций управленцев назрела необходимость в ключевых изменениях. Наступило время определить ключевые направления, сформировать правила движения, обозначить ключевые процессы, на которые необходимо влиять, чтобы управленец сегодняшнего дня видел четко стратегию развития отрасли. Осознание этих вызовов требует новых подходов к развитию компетенций управленцев: технологий, которые будут максимально эффективно использовать современные технологические среды и смогут продуктивно отвечать на запросы общества и государства. С конца прошлого века широкую известность и популярность завоевала новая методология прогнозирования будущего, получившая название форсайт (foresight в переводе означает «предвидение»). Первые форсайты проводились исключительно для научно-технической сферы. Затем инструментарий начинает применяться в экономике, социальной сфере и политике для оценки социальных и культурных последствий появления и внедрения технологий. В начале XXI в. форсайт выходит на глобальный уровень для обсуждения различных актуальных общемировых проблем, таких как голод, бедность, безопасность и т.п., и все в большей степени становится технологией переговоров элит, создания консенсуса по поводу взгляда на будущее в обществе. Сегодня форсайт используется как системный инструмент влияния на формирование будущего. При этом данную технологию можно использовать не только для различных видов прогнозирования [1; 2].
1. Gaponenko N.V. Forsayt. Teoriya. Metodologiya. Opyt: monografiya. M.: Yuniti-Dana, 2012. 239 s.
2. Dialekticheskiy materializm;pod obshch. red. akad. G.F. Aleksandrova / Akad. nauk SSSR. In-t filosofii. M.: Gospolitizdat, 1953. 440 s.
3. Zinchenko M.A., Makhmutova D.S., Izyumov D.B., Kondratyuk E.L. Obzor metodov provedeniya Forsayt-issledovaniy // Innovatika i ekspertiza: nauch. tr. / FGU NII RINKTsE. M.: 2012. № 2. S. 155–158.
4. Isaev E.I. Psikhologiya obrazovaniya cheloveka: Stanovlenie sub"ektnosti v obrazovatel'nykh protsessakh: uchebnoe posobie / E.I. Isaev, V.I. Slobodchikov. M.: Izd-vo PSTGU, 2013. 432 s.
5. Kalyuzhnova N.Ya. Sushchnost', soderzhanie i metodologiya forsayta: problema adaptatsii k urovnyu regiona. Materialy pervoy Vserossiyskoy Internet-konferentsii. Baykal'skiy Ekonomicheskiy Forum, Irkutskiy gosudarstvennyy institut; nauch. red. N.Ya. Kalyuzhnova. 2007. S. 7–22.
6. Kornilova I.L., Dudyreva O.A. Osobennosti metodologii forsayt. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk. 2015. № 19. S. 13–14.
7. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika; pod red. D.A. Leont'eva. M.: Smysl, 2011. 680 s.
8. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. M.: Nauka, 1984. 444 s.
9. Mal'tseva T.V. Osnovnye tendentsii i podkhody sovremennogo obrazovaniya // Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. 2016. T. 1. №. 2. S. 8-8. DOI: 10.12737/18803. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/11319/view (data obrashcheniya: 25.07.2018).
10. Molodezhnaya politika Yamala: global'naya povestka / Shinina T.V., Galasyuk I.N., Morozova I.N., Pasechnik O.N. M.: Izd-vo «Pero», 2018. 136 s.
11. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. M.: SIN-TEG, 2007. 668 s.
12. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [Elektronnyy resurs]: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425 (data obrashcheniya: 25.07.2018).
13. Shinina T.V. Podgotovka kadrov upravleniya sferoy sotsial'nogo obsluzhivaniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Akmeologiya. 2012. №2. S.54–59.
14. Habegger B. Strategic Foresight in public policy: Reviewing the experiences of the UK, Singapore, and the Netherlands, Futures. 2010. Vol. 42 No. 1, pp. 49–58.
15. Havas A., Schartinger D., Weber A. The Impact of Foresight on Innovation Policy-Making: Recent Experiences and Future Perspectives // Research Evaluation. 2010. Vol. 19 No. 2, pp. 91–104.
16. Johnston R. Developing the capacity to assess the impact of Foresight”, Foresight, 2012. Vol. 14 No. 1, pp. 56–68.
17. Meissner D. Results and Impact of National Foresight Studies, Futures, 2012. Vol. 44, No. 10, pp. 905–913.