сотрудник с 01.11.2016 по настоящее время
Московский государственный психолого-педагогический университет (кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Доцент)
сотрудник с 06.09.2016 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
аспирант с 01.09.2016 по настоящее время
Автономной некоммерческой организации "Научно-практическая лаборатория "Психологические инструменты" ( Директор)
сотрудник с 27.11.2017 по настоящее время
Российский государственный социальный университет (Факультет психологии )
аспирант с 01.09.2016 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
ГРНТИ 14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
ОКСО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
ББК 744 Образование взрослых. Педагогика взрослых
Статья посвящена раскрытию предпосылок создания и описания теоретических основ новой образовательной технологии Re-Foresight (Research Foresight или «Исследовательский форсайт»). В статье обоснован запрос на новые образовательные технологии в работе с управленцами новой формации. Представлен генезис методологии форсайта, в котором прослеживается содержательная нить формирования инструментов влияния на развитие стратегий страны, региона, отрасли. Дается дорожная карта авторской образовательной технологии к проведению исследовательского форсайта, который включает в себя следующие этапы: повышение управленческих компетенций, реальное прогнозирование, проектирование управленческих решений, ассессмент; применение современных методов обучения: игрофикация, визуализация смыслов, личностная рефлексия. Представлена триада психологических категорий (личность – деятельность – общение), формирующая методологию образовательной технологии Re-Foresight. Образовательная технология Re-Foresight прошла апробацию при построении образа будущего молодежной отрасли ЯНАО и может применяться на региональном и муниципальном уровне, а также при проведении отраслевых и корпоративных форсайтов.
форсайт, образовательная технология, исследовательский форсайт, Re-Foresight, инновации, стратегия развития отрасли.
Ничто не стареет так быстро, как будущее.
С. Лем
Актуальность. В современных условиях развития управленческих компетенций назрела необходимость в создании новых технологий обучения. Как отмечает Евгений Иванович Исаев, «к сожалению, необходимо признать, что на сегодняшний день в психолого-педагогической науке понятие “образовательная технология” не проработано» [4, с. 45]. Для определения единого понятийного поля необходимо заложить основу в понимании терминов «технология» и «образовательная технология». Универсальное определение понятия «технология» дано А.М. Новиковым: «…это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи» [11, с. 44]. Для проектирования технологии в образовательную среду нам необходимо ответить на три ключевых вопроса: «зачем учить?», «чему учить?», «как учить?» С нашей точки зрения, именно образовательная технология должна содержать ответы на все три вопроса. Таким образом, под образовательной технологией мы понимаем взаимосвязанную систему способов и средств ценностно-личностного развития через рефлексию совместно смоделированных формирующих действий. Современные образовательные технологии направлены, в первую очередь, на развитие личностного потенциала в процессе образовательной деятельности [7]. Однако, рассматривая базовые психологические категории, необходимо подчеркнуть, что «..психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения» [8, с. 289]. Таким образом, образуется триада психологических категорий (личность — деятельность — общение), формирующих методологию образовательной технологии Re-Foresight. Постановка проблемы. В системе развития компетенций управленцев назрела необходимость в ключевых изменениях. Наступило время определить ключевые направления, сформировать правила движения, обозначить ключевые процессы, на которые необходимо влиять, чтобы управленец сегодняшнего дня видел четко стратегию развития отрасли. Осознание этих вызовов требует новых подходов к развитию компетенций управленцев: технологий, которые будут максимально эффективно использовать современные технологические среды и смогут продуктивно отвечать на запросы общества и государства. С конца прошлого века широкую известность и популярность завоевала новая методология прогнозирования будущего, получившая название форсайт (foresight в переводе означает «предвидение»). Первые форсайты проводились исключительно для научно-технической сферы. Затем инструментарий начинает применяться в экономике, социальной сфере и политике для оценки социальных и культурных последствий появления и внедрения технологий. В начале XXI в. форсайт выходит на глобальный уровень для обсуждения различных актуальных общемировых проблем, таких как голод, бедность, безопасность и т.п., и все в большей степени становится технологией переговоров элит, создания консенсуса по поводу взгляда на будущее в обществе. Сегодня форсайт используется как системный инструмент влияния на формирование будущего. При этом данную технологию можно использовать не только для различных видов прогнозирования [1; 2].
1. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт [Текст]: монография / Н.В. Гапоненко. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 239 с.
2. Диалектический материализм [Текст] / под общ. ред. Г.Ф. Александрова. — М.: Госполитиздат, 1953. — 440 с.
3. Зинченко М.А. Обзор методов проведения форсайт-исследований [Текст] / М.А. Зинченко, Д.С. Махмутова, Д.Б. Изюмов, Е.Л. Кондратюк // Инноватика и экспертиза: науч. тр. / ФГУ НИИ РИНКЦЭ. — 2012. — № 2. — С. 155–158.
4. Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 432 с.
5. Калюжнова Н.Я. Сущность, содержание и методология форсайта: проблема адаптации к уровню региона [Текст] / Н.Я. Калюжнова // Материалы первой Всероссийской интернет-конференции. Байкальский экономический форум, Иркутский государственный институт; науч. ред. Н.Я. Калюжнова. — Иркутск, 2007. — С. 7–22.
6. Корнилова И.Л. Особенности методологии форсайт [Текст] / И.Л. Корнилова, О.А. Дудырева // Вестник Российской академии естественных наук. — 2015. — № 19. — С. 13–14.
7. Личностный потенциал: структура и диагностика [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — 680 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
9. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования [Текст] / Т.В. Мальцева // Прикладная психология и педагогика. — 2016. — Т. 1. — № 2. — С. 8-8. DOI: 10.12737/18803. — URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/ article/11319/view (дата обращения: 25.07.2018).
10. Молодежная политика Ямала: глобальная повестка [Текст] / Шинина Т.В., Галасюк И.Н., Морозова И.Н., Пасечник О.Н. — М.: Перо, 2018. 136 с.
11. Новиков А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — М.: СИН-ТЕГ, 2007. — 668 с.
12. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 25.07.2018).
13. Шинина Т.В. Подготовка кадров управления сферой социального обслуживания в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / Т.В. Шинина // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 54–59.
14. Habegger B. Strategic Foresight in public policy: Reviewing the experiences of the UK, Singapore, and the Netherlands, Futures. 2010. Vol. 42. No. 1, pp. 49–58.
15. Havas A., Schartinger D., Weber A. The Impact of Foresight on Innovation Policy-Making: Recent Experiences and Future Perspectives // Research Evaluation. 2010. Vol. 19. No. 2, pp. 91–104.
16. Johnston R. Developing the capacity to assess the impact of Foresight”, Foresight, 2012. Vol. 14 No. 1, pp. 56–68.
17. Meissner D. Results and Impact of National Foresight Studies, Futures, 2012. Vol. 44, No. 10, pp. 905–913.