Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article analyzes the views of psychologists and educators on the development of children’s creativity. The conditions that ensure the successful creative activity of the younger schoolchild are revealed. Examples of educational dialogues that contribute to the accumulation of experience in the perception of works of art by children, as well as tasks that stimulate the creative activity of primary school pupils are given.
children’s creativity; imagination; fantasy; piece of art; creative tasks.
Номер журнала «Начальное образование», который Вы, уважаемый читатель, держите в руках, посвящен актуальной теме современного начального образования — воспитанию творческой личности, развитию творческой индивидуальности младшего школьника. В годы становления, развития и совершенствования советской системы образования идея использования творческого потенциала человека в деле строительства коммунистического общества, безусловно, декларировалась, но деятельность конкретной школы подчинялась требованиям коммунистической идеологии, в которой преобладал конформизм, то есть воспитание человека послушного, преданного идеям партии. Рождение творческой, критически мыслящей личности, отвергающей заданные образцы деятельности и поведения, происходило скорее вопреки, а не благодаря таким требованиям. Сегодня в соответствии с Законом РФ об образовании, Федеральным государственным стандартом учитель, образовательная организация получили возможность самостоятельно решать образовательные задачи: от отбора и планирования содержания обучения до построения индивидуальной траектории развития школьника. Этим обусловлено желание редакции журнала обсудить одну из самых сложных и актуальных направлений деятельности учителя — развитие творческой личности младшего школьника. В номере представлены материалы как ученых, предлагающих свои подходы к формированию творческих способностей детей, так и педагогов-практиков, которые делятся опытом своей работы. В частности, читатель познакомится со способами решения задачи развития творчества младших школьников на уроках окружающего мира, русского языка, математики и литературного чтения. Разговор об этой важной проблеме, безусловно, может быть продолжен — редакция ждет ваших писем, дорогие читатели.
От редакции
В конце ХХ в. автор статьи читал в Дамаске лекции по педагогике сирийским коллегам — преподавателям вузов, учителям, руководителям образования в Сирии. Одна из лекций была посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста в Советском Союзе. Описание подходов к развитию творчества (словесного, изобразительного, конструктивного, ролевого) в советской педагогике встретило со стороны аудитории резкое отрицание. Главная мысль оппонентов возникшей дискуссии состояла в следующем: творчество развить нельзя! Способность к воображению и фантазии наследуется и присуща далеко не всем людям. Можно лишь создавать для творческих индивидов условия, чтобы их наследственные качества проявились. Нельзя, да и не нужно разрабатывать методику развития творчества у всех детей. у тех из них, кто не проявляет стремления к творчеству, необходимо сформировать умения и навыки, которые помогут им в будущем заниматься любой практической деятельностью, основой которой является воссоздание усвоенных способов действий.
1. Vinogradova N.F. Umstvennoe vospitanie detey v protsesse oznakomleniya s prirodoy [Mental education of children in the process of acquaintance with nature]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982. 112 p.
2. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psikhologicheskiy ocherk [Imagination and creativity in childhood: a psychological essay]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1997. 91 p.
3. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 345 p.
4. Glotser V.I. Deti pishut stikhi: kniga o detskom literaturnom tvorchestve [Children write poetry: a book about children’s literary creativity]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1964. 256 p.
5. Il’enkov E.V. Ob esteticheskoy prirode fantazii [On the aesthetic nature of fantasy]. Voprosy estetiki [Questions of aesthetics]. 1964, I. 6, pp. 46–92.
6. Kudina G.N., Novlyanskaya Z.N. Osnovnye printsipy i metody eksperimental’nogo kursa «Literatura kak predmet esteticheskogo tsikla» [Basic principles and methods of the experimental course “Literature as a subject of the aesthetic cycle”]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 1996, I. 4, pp. 48–52.
7. Levin V.A. Kogda malen’kiy shkol’nik stanovitsya bol’shim chitatelem [When a small schoolboy becomes a great reader]. Moscow, Layda Publ., 1994. 192 p.