employee
Russian Federation
The article deals with the implementation of the requirements of the Federal state educational standard of basic general education in the design of modern mathematics lesson. The construction of the modern lesson of mathematics is based on the basic key ideas of the concept of development of Russian mathematical education. As an example of the organization of cognitive activity at a lesson of mathematics practical work, including, with application of information technologies is considered. Several examples of practical work at diff erent stages of the lesson of mathematics in different classes at the main stage of general education are revealed. Use of programs of dynamic mathematics and elements of interactive interaction of the teacher and disciples allows to realize developing potential of the General education, to provide achievement to trained with various educational needs of necessary result that is the priority direction of modern education.
design of modern mathematics lesson, practical work in mathematics lessons, computer modeling.
Каждый ребенок в процессе своего роста и развития делает очень много открытий. Он изучает окружающий мир, с удовольствием делает поделки из различных материалов и рисует. Нам же, взрослым, часто доставляет огромное удовольствие помогать делать открытия быстрее. Торопясь раскрыть перед ребенком весь мир, мы собственными руками постепенно «отучаем» их работать самостоятельно, делать свои собственные открытия. Однако активное развитие, качественное усвоение нового происходит именно в результате самостоятельной деятельности. А что окажется более ценным: несколько заданий, решенных по предложенному учителем образцу, или открытый самостоятельно некоторый способ решения, пусть даже только одного задания? Наверное, ответ на данный вопрос неоднозначен. Иногда очень необходимо решить много заданий по образцу и сформировать навык некоторого действия. Но нельзя отрицать, что опыт самостоятельного открытия незаменим и очень важен. Научившись открывать для себя новое знание самостоятельно, человек в любой момент может постичь то, что ему потребуется. В современном очень быстро наполняющемся новой информацией мире это, безусловно, очень ценное умение. С.Г. Манвелов выделял среди девятнадцати типов уроков базовой системы урок-практикум, основной формой проведения которого являются лабораторные и практические работы. По его мнению, главное различие этих форм состоит в том, «…что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных, а на практических — конструктивных умений учащихся» [7, с. 20]. Лабораторная работа — это самостоятельная работа обучающегося, которая выполняется посредством проведения эксперимента и в ходе его исследования с помощью наблюдения, сравнения, измерения. Практическая работа — это самостоятельная работа обучающегося, которая выполняется посредством конструирования (проектирования и изготовления) математического объекта и его исследования с помощью наблюдения, сравнения, измерения. В ходе практической или лабораторной работы осуществляется продуктивный поиск идей и фактов, выдвижение гипотез, поиск путей их доказательства (или опровержения), непосредственно доказательство некоторого факта, когда это возможно, и, наконец, исследование вопроса о возможности применения полученного результата. Деятельность обучающегося по выполнению лабораторной и практической работы может быть организована индивидуально или в группе. В ходе выполнения работы должны использоваться соответствующие измерительные и вычислительные инструменты. В этой связи могут широко использоваться возможности различных программ динамической математики, например, таких как GeoGebra, «Живая математика», 1С «Математический конструктор» и др. Далее остановимся подробнее на особенностях применения практической работы на уроках математики. В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечивать у подрастающего поколения «...формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию» [6, с.5]. В этой связи требует уточнения типология уроков.
1. Atanasyan L.S., Butuzov V.F., Kadomtsev S.B. Geometriya. 7-9 klassy [Geometry. 7-9 grades]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014. 383 p.
2. Bozhenkova L.I. Metodika formirovaniya universal’nykh uchebnykh deystviy pri obuchenii geometrii [Method for the formation of universal learning activities in the teaching of geometry]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy Publ., 2013. 205 p.
3. Vasil’eva M.V. Ispol’zovanie informatsionnykh tekhnologiy pri obuchenii matematiki v usloviyakh realizatsii FGOS [The use of information technology in the teaching of mathematics in the context of the GEF]. Nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Ufa, 13 marta 2014g.) [Science and education: problems and prospects: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, March 13, 2014)]. Ufa: RITs BashGU Publ., 2014, pp. 32–36.
4. Mardakhaeva E.L. Proektirovanie urokov deyatel’nostnoy napravlennosti na urovne uchebnoy temy [Designing the lessons of the activity orientation at the level of the academic topic]. Opyt i problemy matematicheskogo obrazovaniya shkol’nikov v usloviyakh vvedeniya FGOS OOO (po itogam 2013/14 uchebnogo goda). Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 19 maya 2014 goda [Experience and problems of the mathematical education of schoolchildren in the conditions of the introduction of GEF LLC (following the results of 2013/14 academic year). Materials of the scientific-practical conference. Moscow, May 19, 2014]. Moscow, ASOU Publ., 2014, pp. 14–19.
5. Mardakhaeva E.L. Ispol’zovanie prakticheskikh rabot na urokakh geometrii kak sredstvo realizatsii trebovaniy FGOS [The use of practical works in geometry lessons as a means of realizing the requirements of the GEF]. Opyt i problemy matematicheskogo obrazovanii shkol’nikov v usloviyakh vvedeniya FGOS OOO (po itogam 2014/15 uchebnogo goda). Materialy nauchnoprakticheskoy konferentsii. Moskva, 18 maya 2015 goda [Experience and problems of mathematical education of schoolchildren in the conditions of the introduction of GEF LLC (based on the results of the 2014/15 academic year). Materials of the scientific-practical conference. Moscow, May 18, 2015]. Moscow, ASOU Publ., 2015, 88 p., pp. 31–39.
6. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 48 p.
7. Manvelov S.G. Konstruirovanie sovremennogo uroka matematiki [Designing a modern lesson in mathematics]. Prosveshchenie Publ., 2002. 175 p.
8. Dusavitskiy A.K. Urok v nachal’noy shkole. Realizatsiya sistemno-deyatel’nostnogo podkhoda k obucheniyu [A lesson in elementary school. Implementation of the system-activity approach to learning]. Moscow, VITA-PRESS Publ., 2011.
9. Episheva O.B. Tekhnologiya obucheniya matematike na osnove deyatel’nostnogo podkhoda [The technology of teaching mathematics on the basis of the activity approach]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2003.
10. Peterson L.G. Deyatel’nostnyy metod obucheniya: obrazovatel’naya sistema «Shkola 2000…» [Activity-based teaching method: the educational system “School 2000 ...”]. Postroenie nepreryvnoy sfery obrazovaniya [Building a continuous education]. Moscow, APK i PPRO Publ., UMTs «Shkola 2000…» Publ., 2007.