Saratov, Saratov, Russian Federation
This review analyzes a new monograph by I.E. Klyukanov, in which an innovative approach to communication as a natural phenomenon and as a source of genesis is being discussed. Such approach gives an opportunity to validate the communicative essence of any scientific knowledge, to interpret message as a central concept for natural-scientific, social, humanitarian and philosophical thought. It has been shown in which way this monograph differs from the others, numerous works on the theory of communication, namely, it is marked by a high level of generalization of scientific knowledge and a successful attempt to develop theoretical bases for communicative science embedded in the multifaceted frame “object-subject-knowledge”. Self-succession in the ideas evolution and accumulated scientific observations has been emphasized. This monograph can be regarded as a kind of the summing up of an accomplished work of a famous scientist at a certain point of his career. The potential readers will be attracted by the unique conception, as well as a fascinating style of the material presentation.
communication, message, scientific thought, philosophical comprehension, being.
В настоящее время предпринимается немало попыток осмыслить достижения в различных научных областях и показать целостную перспективу развития академической мысли. Но достаточно часто получается разрозненная и противоречивая картина. А выводы, к которым приходят исследователи, похожи (перефразируя известное изречение С. Моэма) на «обломки корабля в бурном море, требующие закрепления в известной последовательности и объединения в нечто целое» [6]. В монографии Игоря Энгелевича Клюканова «Сообщение и забытие» [1] представлен оригинальный подход к осознанию безграничности горизонтов научной мысли и к поискам общего связующего звена всех отраслей человеческого знания. И таким звеном, по мнению автора, является процесс коммуникации и сообщение. Для того чтобы в полной мере понять новаторский характер предлагаемого И.Э. Клюкановым подхода к рассмотрению природы сообщения и коммуникации, необходимо сделать следующее пояснение. Традиционные теории (см., например, [8; 10; 14, c. 3–26] и др.) представляют процесс коммуникации как механическую передачу информации от отправителя к получателю. Причем и в настоящее время появляются работы, в которых анализируются особенности функционирования каждого звена в этой цепи. Изучаются такие отдельные элементы единого процесса коммуникации, как каналы связи, текстовые коды, знаковое оформление сообщения, психологические характеристики отправителей и получателей, их поведение, эктралингвистические условия, в которых происходит коммуникация, и т.д. и т.п. Таким образом, в достаточно узком фокусе исследовательских интересов находится объект и принципы его существования (метафизическая сущность «что есть что»), т.е. научная мысль не выходит за рамки онтологической парадигмы осмысления объектно-предметных отношений. С усложнением форм коммуникации и появлением новых информационных каналов (радио, ТВ, Интернет) стала очевидной необходимость осмысления природы сообщения в рамках гносеологической парадигмы, т.е. субъектно-объектных отношений. Как видим, на определенном этапе развития научной мысли был исчерпан эвристический потенциал существующей парадигмы знаний и появились факты, объяснения которых стали явно противоречить устоявшимся догмам.
1. Klyukanov I.E. Soobshchenie i zabytie [Message and forgetting]. Moscow, St. Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2018. 288 p.
2. Klyukanov I.E. Fenomen kommunikatsii i gumanitarnye nauki [The Phenomenon of Communication and the Humanities]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. 2016, I. 2, pp. 56–63.
3. Klyukanov I.E. Priroda kommunikatsii [The nature of communication]. Sovremennaya kommunikativistika [Modern communicativistics]. 2015, V. 4, I. 1, pp. 6–13.
4. Klyukanov I.E. Nauka o kommunikatsii v poiskakh samoidentichnosti [The Science of Communication in Search of Self-Identity]. Sovremennaya kommunikativistika [Modern communicativistics]. 2014, V. 8, I. 1, pp. 4–11.
5. Klyukanov I.E. Kommunikativnyy universum [Communicative universe]. Moscow, Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) Publ., 2010. 256 p.
6. Moem S. Podvodya itogi [Summing up]. Moscow, AST Publ., 2008. 320 p.
7. Carey J. Historical pragmatism and the Internet // New Media & Society. 2005. № 7(4). P. 443–455.
8. Dance F.E.X. Human Communication Theory: Original Essays, 1967. 332 p.
9. Danet B., Herring S. (Eds.). The multilingual Internet: Language, culture, and communication online. New York: Oxford University Press. 2007. 443 p.
10. Gamble T.K. and Gamble M. Communication Works. 3rd ed. N.Y.: McGrow-Hill, Inc., 1990. 495 p.
11. McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. Cambridge Massachusetts, London, England: First MIT Press Edition, 1994. 389 p.
12. Preston P. Reshaping communication: Technology, information and social change. Thousand Oaks& London: Sage, 2001. 320 p. DOI: 10.4135/9781446222164.
13. Preston P. An Elusive Trans-national Public Sphere?: Connectivity versus Journalism and News Cultures in the EU Setting // Journalism Studies. 2009. № 10(1). P. 114–130.
14. Schramm W. How Communication Works // The Process and Effects of Mass Communication. Ed. W. Schramm. Urbana: the University of Illinois Press, 1954. P. 3–26.