Саратов, Саратовская область, Россия
В статье-рецензии проанализирована новая монография И.Э. Клюканова, в которой представлена оригинальная концепция сообщения как природного явления и источника бытия. Подобный подход позволяет обосновать коммуникативную сущность любого научного знания, трактовать сообщение как центральное понятие для естественно-научной, социальной, гуманитарной и философской мысли. Показано, чем это исследование отличается от других многочисленных работ по теории коммуникации, а именно, высоким уровнем обобщения научного знания и удачной попыткой разработки теоретических основ для коммуникативной науки, вписанных в многогранную систему координат «объект – субъект – знание». Продемонстрирована самопреемственность в развитии идей и накопленных научных наблюдений. Данная монография является своеобразным подведением итогов проделанной работы маститого ученого на определенном отрезке его научного пути, ее отличает не только оригинальность замысла, но и увлекательный стиль изложения материала.
коммуникация, сообщение, научная мысль, философское осмысление, бытие.
В настоящее время предпринимается немало попыток осмыслить достижения в различных научных областях и показать целостную перспективу развития академической мысли. Но достаточно часто получается разрозненная и противоречивая картина. А выводы, к которым приходят исследователи, похожи (перефразируя известное изречение С. Моэма) на «обломки корабля в бурном море, требующие закрепления в известной последовательности и объединения в нечто целое» [6]. В монографии Игоря Энгелевича Клюканова «Сообщение и забытие» [1] представлен оригинальный подход к осознанию безграничности горизонтов научной мысли и к поискам общего связующего звена всех отраслей человеческого знания. И таким звеном, по мнению автора, является процесс коммуникации и сообщение. Для того чтобы в полной мере понять новаторский характер предлагаемого И.Э. Клюкановым подхода к рассмотрению природы сообщения и коммуникации, необходимо сделать следующее пояснение. Традиционные теории (см., например, [8; 10; 14, c. 3–26] и др.) представляют процесс коммуникации как механическую передачу информации от отправителя к получателю. Причем и в настоящее время появляются работы, в которых анализируются особенности функционирования каждого звена в этой цепи. Изучаются такие отдельные элементы единого процесса коммуникации, как каналы связи, текстовые коды, знаковое оформление сообщения, психологические характеристики отправителей и получателей, их поведение, эктралингвистические условия, в которых происходит коммуникация, и т.д. и т.п. Таким образом, в достаточно узком фокусе исследовательских интересов находится объект и принципы его существования (метафизическая сущность «что есть что»), т.е. научная мысль не выходит за рамки онтологической парадигмы осмысления объектно-предметных отношений. С усложнением форм коммуникации и появлением новых информационных каналов (радио, ТВ, Интернет) стала очевидной необходимость осмысления природы сообщения в рамках гносеологической парадигмы, т.е. субъектно-объектных отношений. Как видим, на определенном этапе развития научной мысли был исчерпан эвристический потенциал существующей парадигмы знаний и появились факты, объяснения которых стали явно противоречить устоявшимся догмам.
1. Клюканов И.Э. Сообщение и забытие [Текст] / И.Э. Клюканов. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 288 с.
2. Клюканов И.Э. Феномен коммуникации и гуманитарные науки [Текст] / И.Э. Клюканов // Вопросы философии. — 2016. — № 2. — С. 56–63.
3. Клюканов И.Э. Природа коммуникации [Текст] / И.Э. Клюканов // Современная коммуникативистика. — 2015. — Т. 4. — № 1. — С. 6–13.
4. Клюканов И.Э. Наука о коммуникации в поисках самоидентичности [Текст] / И.Э. Клюканов // Современная коммуникативистика. — 2014. — Т. 8. — № 1. — С. 4–11.
5. Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум [Текст] / И.Э. Клюканов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 256 с.
6. Моэм С. Подводя итоги [Текст] / С. Моэм; пер. с англ. М. Лорие. — М.: АСТ, 2008. — 320 с.
7. Carey J. Historical pragmatism and the Internet // New Media & Society. 2005. № 7(4). P. 443–455.
8. Dance F.E.X. Human Communication Theory: Original Essays, 1967. 332 p.
9. Danet B., Herring S. (Eds.). The multilingual Internet: Language, culture, and communication online. New York: Oxford University Press. 2007. 443 p.
10. Gamble T.K., Gamble M. Communication Works. 3rd ed. N.Y.: McGrow-Hill, Inc., 1990. 495 p.
11. McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. Cambridge Massachusetts, London, England: First MIT Press Edition, 1994. 389 p.
12. Preston P. Reshaping communication: Technology, information and social change. Thousand Oaks& London: Sage, 2001. 320 p. DOI: 10.4135/9781446222164.
13. Preston P. An Elusive Trans-national Public Sphere?: Connectivity versus Journalism and News Cultures in the EU Setting // Journalism Studies. 2009. № 10(1). P. 114–130.
14. Schramm W. How Communication Works // The Process and Effects of Mass Communication. Ed. W. Schramm. Urbana: the University of Illinois Press, 1954. P. 3–26.