Abstract and keywords
Abstract (English):
The present research aims to study modern approaches to the classification of news information in general, and of science news in particular. Based on the analysis of Russian scientific publications and information systems, several classifications used to systematize news (mostly universal) are described. The article proposes the author’s classification of scientific news as an element of modern scientific communication system. This classification can potentially be used as another tool for assessing the effectiveness of scientific institution research results.

Keywords:
scientific news, scientific communication, classification of scientific news.
Text

Наиболее эффективным средством популяризации науки, начиная с середины ХХ в. и до наших дней, являются средства массовой информации (СМИ). В конце XX в. с появлением интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации возник термин «новые СМИ», или «новые медиа» [12]. Такие СМИ имеют три базовые составляющие: цифровой формат, интерактивность и мультимедийность. Распространение Интернета и появление новых медиа оказало существенное влияние на характер научных коммуникаций, в том числе на популяризацию науки. Выделяют три основных направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки: количественные изменения, которые проявляются в росте информационных потоков, увеличении числа СМИ, в том числе занятых в сфере популяризации науки; качественные изменения, в результате которых появляются новые формы популяризации науки (научно-популярный сайт, компьютерная программа) и виртуализация традиционных форм (виртуальный музей, электронная библиотека, электронный журнал и т.д.); организационные изменения, т.е. формирование конвергентных редакций, готовящих материалы для разных каналов распространения информации [3]. Базовыми текстами массовой информации считаются новости. Новости — это тексты, наиболее полно реализующие одну из главных функций языка — сообщение и одну из главных функций массовой коммуникации — информативную [4, с. 62]. В настоящее время происходит стремительное увеличение новостной научной информации. Новостные тексты распространяются практически всеми участниками процесса массовой коммуникации: учеными, популяризаторами науки, журналистами и др. [1]. Некоторые авторы отмечают стремительно меняющийся под воздействием медийной среды характер научной информации, что ведет к медиализации науки в целом [5]. Научные новости, распространяемые через Интернет — относительно новая, развивающаяся область массовой информации. Ученые приходят к осознанию того, что проблемы популяризации науки в новых СМИ и, в частности, новостная научная информация изучены недостаточно [7; 13]. Фундаментальным методом познания действительности и инструментом для систематизации знания является классификация. Методом классификации решаются две основные задачи: представление в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всей изучаемой области и сосредоточение максимально полной информации о ее объектах. Первоначально авторами настоящей статьи было принято решение изучить документопоток за последние 10 лет по теме различных подходов к классификации новостей.

References

1. Abramov R. Professionalizatsiya nauchnoy zhurnalistiki v Rossii: soobshchestvo, znanie, media [Professionalisation of science journalism in Russia: community, knowledge, media]. Gefter [Gefter]. 2015. Available at: http://gefter.ru/archive/14848 (accessed 15 May 2018).

2. Bazyleva E.A. GPNTB SO RAN — integrator novostnoy nauchnoy informatsii [SPSTL SB RAS — integrator of news scientific information]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries]. 2017, I. 10, pp. 15–23.

3. Diveeva N.V. Populyarizaciya nauki kak raznovidnost’ massovyh kommunikacij v usloviyah novyh informacionnyh tekhnologij i rynochnyh otnoshenij. Kand. Diss. [Popularization of science as a form of mass communication in the context of new information technologies and market economy. Cand. Diss.]. Voronezh, 2015. 22 p.

4. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI [Media linguistics: a systematic approach to the study of media language]. Moscow, 2008. 203 p.

5. Emel’yanova N.N., Omelaenko V.V. Rossiyskaya nauka v mediynom kontekste [Russian science in the context of media]. Filosofiya nauki i tekhniki [Philosophy of science and technology]. 2015, I. 2, pp. 142–163.

6. Kosyakov D.V., Bazyleva E.A., Yudina Yu.A., Pavlova I.A., Vasil’eva N.V., Dubovenko V.A., Gus’kov A.E. Agregatsiya nauchnykh novostey: analiz mediasredy i pol’zovatel’skoy statistiki [Scientific news aggregation: analysis of the news media and usage statistics]. Nauchno-tekhnicheskaya informaciya. Seriya 1: Organizaciya i metodika informacionnoj raboty [Scientific and technical information. Series 1: Organization and technique of information work]. 2018, I. 3, pp. 11–17.

7. Makarova E.E. Nauchno-populyarnye sajty v sisteme SMI: tipologicheskiee i profil’nye osobennosti. Kand. Diss. [Popular scientific websites in the media system: typological and relevant features. Cand. Diss.]. Moscow, 2013. 25 p.

8. Makarova E.E. Populyarizatsiya nauki v Internete: soderzhanie, formy, tendentsii razvitiya [Popularization of science in the Internet: content, forms, development trends]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Series 10: Journalism]. 2013, I. 2, pp. 98–104.

9. Suhenko N.V. Spetsifika populyarizatsii nauki v Rossii [Specificity of popularization of science in Russia]. Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya: Upravlenie v social’nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii [Bulletin of the R.E. Alekseev Nizhny Novgorod State Technical University. Series: Management in social systems. Communicative technologies]. 2016, I. 4, pp. 18–22.

10. Tertychnyj A.A. Zhanry periodicheskoj pechati [Genres of the periodical press]. Moscow, 2000. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm (accessed 15 May 2018).

11. Tret’yakova E.A., Antropova V.V. K voprosu o klassifikatsii zhanrov operativno-novostnykh tekstov v internet-SMI [On the classification of the genres of operational-news texts in the Internet media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: problematic field of media education]. 2017, I. 4(26), pp. 245–249.

12. Chizhik A.V. Novye media formaty v sovremennoy Rossii [New media formats in modern Russia]. Tekhnologii informacionnogo obshchestva v nauke, obrazovanii i kul’ture: materialy XVII Vseros. ob’ed. konf. «Internet i sovremennoe obshchestvo» IMS-2014, Sankt-Peterburg [Technologies of information society in science, education and culture: proceedings of the XVII of the All-Russian integrated conference «Internet and modern society» IMS-2014, St. Petersburg]. St. Petersburg, 2014, pp. 164–171.

13. Yudina I.G., Bazyleva E.A. Novosti nauki kak ob”ekt nauchnogo issledovaniya [Science news as a subject of scientific research]. Kommunikativnaya kul’tura: istoriya i sovremennost’: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Novosibirsk, 2017 [Communication culture: past and present: proceedings of the VII International scientific and practical conference, Novosibirsk, 2017]. Novosibirsk, 2017, pp. 101–105.

Login or Create
* Forgot password?