Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью настоящего исследования стало изучение современных подходов к классификации новостной информации в целом и, в частности, новостей науки. На основе анализа отечественных научных публикаций и информационных систем дано описание ряда классификаций, используемых для систематизации новостей преимущественно универсального характера. В статье предложена авторская классификация научных новостей как элемента системы современных научных коммуникаций, которая в перспективе может быть использована в качестве дополнительного инструмента оценки эффективности научной деятельности организаций.

Ключевые слова:
научные новости, научная коммуникация, классификация научных новостей.
Текст

Наиболее эффективным средством популяризации науки, начиная с середины ХХ в. и до наших дней, являются средства массовой информации (СМИ). В конце XX в. с появлением интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации возник термин «новые СМИ», или «новые медиа» [12]. Такие СМИ имеют три базовые составляющие: цифровой формат, интерактивность и мультимедийность. Распространение Интернета и появление новых медиа оказало существенное влияние на характер научных коммуникаций, в том числе на популяризацию науки. Выделяют три основных направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки: количественные изменения, которые проявляются в росте информационных потоков, увеличении числа СМИ, в том числе занятых в сфере популяризации науки; качественные изменения, в результате которых появляются новые формы популяризации науки (научно-популярный сайт, компьютерная программа) и виртуализация традиционных форм (виртуальный музей, электронная библиотека, электронный журнал и т.д.); организационные изменения, т.е. формирование конвергентных редакций, готовящих материалы для разных каналов распространения информации [3]. Базовыми текстами массовой информации считаются новости. Новости — это тексты, наиболее полно реализующие одну из главных функций языка — сообщение и одну из главных функций массовой коммуникации — информативную [4, с. 62]. В настоящее время происходит стремительное увеличение новостной научной информации. Новостные тексты распространяются практически всеми участниками процесса массовой коммуникации: учеными, популяризаторами науки, журналистами и др. [1]. Некоторые авторы отмечают стремительно меняющийся под воздействием медийной среды характер научной информации, что ведет к медиализации науки в целом [5]. Научные новости, распространяемые через Интернет — относительно новая, развивающаяся область массовой информации. Ученые приходят к осознанию того, что проблемы популяризации науки в новых СМИ и, в частности, новостная научная информация изучены недостаточно [7; 13]. Фундаментальным методом познания действительности и инструментом для систематизации знания является классификация. Методом классификации решаются две основные задачи: представление в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всей изучаемой области и сосредоточение максимально полной информации о ее объектах. Первоначально авторами настоящей статьи было принято решение изучить документопоток за последние 10 лет по теме различных подходов к классификации новостей.

Список литературы

1. Абрамов Р. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа [Электронный ресурс] — URL: http://gefter.ru/archive/14848 (дата обращения: 15.05.2018.)

2. Базылева Е.А. ГПНТБ СО РАН — интегратор новостной научной информации [Текст] / Е.А. Базылева // Научные и технические библиотеки. — 2017. — № 10. — С. 15–23.

3. Дивеева Н.В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.В. Дивеева. — Воронеж, 2015. — 22 с.

4. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ [Текст] / Т.Г. Добросклонская. — М., 2008. — 203 с.

5. Емельянова Н.Н. Российская наука в медийном контексте [Текст] / Н.Н. Емельянова, В.В. Омелаенко // Философия науки и техники. — 2015. — № 2. — С. 142–163.

6. Косяков Д.В. Агрегация научных новостей: анализ медиасреды и пользовательской статистики [Текст] / Д.В. Косяков [и др.] // Научно-техническая информация. Серия 1 «Организация и методика информационной работы». — 2018. — № 3. — С. 11–17.

7. Макарова Е.Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологическиее и профильные особенности [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.Е. Макарова. — М., 2013. — 25 с.

8. Макарова Е.Е. Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития [Текст] / Е.Е. Макарова // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 2013. — № 2. — С. 98–104.

9. Сухенко Н.В. Специфика популяризации науки в России [Текст] / Н.В. Сухенко // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». — 2016. — № 4. — С. 18–22.

10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс]. — URL: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 15.05.2018).

11. Третьякова Е.А. К вопросу о классификации жанров оперативно-новостных текстов в интернет-СМИ [Текст] / Е.А. Третьякова, В.В. Антропова // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2017. — № 4. — С. 245–249.

12. Чижик А.В. Новые медиа форматы в современной России [Текст] / А.В. Чижик // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: материалы XVII Всерос. объед. конф. «Интернет и современное общество» IMS-2014, Санкт-Петербург, 19–20 нояб. 2014 г. — СПб., 2014. — С. 164–171.

13. Юдина И.Г. Новости науки как объект научного исследования [Текст] / И.Г. Юдина, Е.А. Базылева // Коммуникативная культура: история и современность: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 3 нояб. 2017 г. — Новосибирск, 2017. — С. 101–105.

Войти или Создать
* Забыли пароль?