Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The authors consider one of the most important tasks of modernization, both general and secondary vocational education, namely the comprehensive development of project forms of education in the framework of network forms of interaction of organizations of General and vocational education. The purpose of the network project training is to create conditions for self-motivated acquisition of missing knowledge by students from different sources; training skills of using the acquired knowledge to solve real cognitive and practical problems; acquisition of communication skills, work in groups; development of project skills and system thinking. The authors show that the educational project makes it possible to organize educational activities, keeping a balance between theory and practice. It stimulates the true teachings of the students themselves, and easily fits into the learning process. Within the framework of network project activity, project competence is formed as the ability and readiness of students to productive educational, research and implementation work, focus on self-education and self-improvement, integration of research and practical training activities into an inseparable whole, the transition from exclusively performing to exclusively creative, creative activity. Project competence is an interconnected complex of several components (a combination of knowledge, ability, skills, actions, experience in the field of educational research and solution of practical issues and problems of implementation).
networking, education project, project education, the interaction of institutions of general and vocational education, technological culture, extracurricular project activities.
Актуальность. К числу важнейших задач модернизации как общего, так и среднего профессионального образования следует отнести задачу всестороннего развития проектных форм обучения в рамках развития сетевой формы взаимодействия организаций общего и профессионального образования [1; 3]. Мы видим, что одним из актуальных путей решения заявленной проблемы по применению проектного метода обучения, который предусматривает выявление проблемы, поиск решений, изготовление продукта и его внедрение [10; 11]. Целью реализации сетевого проектного обучения являются создание условий самостоятельного и мотивированного приобретения недостающих знаний обучающимися из различных источников [2]; обучение навыкам использования приобретенных знаний для решения реальных познавательных и практических задач [5]; приобретение коммуникативных умений работать в группах [4]; развитие у себя проектных навыков и системного мышления [6; 7]. Методология исследования. Исследование проводилось с 2017 по 2018 г. на базе образовательных организаций Ступинского района и г. Королева Московской области с активным участием филиала «Московского финансово-юридического университета (МФЮА)» и МБОУ СОШ № 1 г. Королева. Научное руководство осуществлялось научно-педагогическими работниками кафедры технологии и профессионального образования Академии социального управления Московской области. В исследовании участвовали более 650 человек обучающихся, педагогов, работодателей. Сетевые профильные классы рассматриваются нами как группы обучающихся из различных общеобразовательных организаций, которые объединены в систему сетевого взаимодействия для обучения конкретной специализации технологического профиля [8]. Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций для реализации технологического профиля обучения рассматривается нами как педагогическая конструкция, обладающая организационными функциями управления проектно-ориентированным образовательным процессом в системе взаимодействия «ученик — организации общего образования — профориентационные городские службы — организации профессионального образования — предприятия» [9]. Результаты исследования. Позитивные и негативные позиции, касающиеся близости «идеального» и реального развития сетевых форм организации проектного обучения во взаимодействии организаций общего и профессионального образования, показали почти одинаковое распределение — 46 и 40% соответственно. Обучающиеся чаще давали положительные ответы (55 и 38%), а респонденты, имеющие высшее образование, — негативные (46 и 47%). Мнение, которое касается мер, предпринимаемых муниципальными органами власти, о приближении образовательных организаций к
идеальной модели или отдалению от нее, явно уходит в негативную сторону: позитивные оценки составляют 31%, негативные — 41%. Обучающиеся опять проявили более терпимое отношение (39 и 30%), а опрошенные, имеющие высшее образование, — более негативное (33 и 47%). Стоит заметить наличие противоречия с динамикой ответов по предшествующему вопросу. Качество проектного обучения. Респонденты неплохо информированы (в крайнем случае, имеют собственную точку зрения на состояние качества обучения) только о школах. Затрудняются оценить состояние качества обучения в местных школах только 15% ответивших. Тогда как колледжам не смогли дать оценку 33%.
1. Artem'eva S.I. Problemy sozdaniya nauchnykh shkol v pedagogike // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2013. T. 2. № 3. S. 3–9.
2. Artem'eva S.I., dr. Aktual'nye problemy organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov vysshey shkoly / Artem'eva S.I., Belyaev V.I., Bikbulatova V.P., Davydova L.P., dr. / Kollektivnaya monografiya. Moskva, 2015.
3. Kal'ney V.A., Shishov S.E., Makhotin D.A. Realizatsiya regional'nykh modeley tekhnologicheskogo obrazovaniya v Moskovskoy oblasti // Akademicheskiy vestnik Akademii sotsial'nogo upravleniya. 2018. № 1. S. 37–53.
4. Karmanova Zh.A., Alpysbaeva M.B., dr. Kontseptual'nye podkhody k formirovaniyu professional'noy kompetentnosti sovremennogo bakalavra sotsial'noy raboty / V sbornike: Obnovlenie soderzhaniya obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii obshchestvennogo soznaniya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2018. S. 80–83.
5. Metodologo-teoreticheskiy i tekhnologicheskiy resurs razvitiya informatsionno-obrazovatel'noy sredy / Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. M., 2018.
6. Razvitie kul'turno-obrazovatel'noy sredy kak faktor samorealizatsii lichnosti / Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet konferentsii. M., 2018.
7. Ryzhakov M.V., Kal'ney V.A., Shishov S.E. Tendentsii formirovaniya obshchestvennogo soznaniya i dukhovno-nravstvennoy kul'tury molodezhi v Rossii i Kazakhstane / V sbornike: Metodologo-teoreticheskiy i tekhnologicheskiy resurs razvitiya informatsionno-obrazovatel'noy sredy Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. M., 2018. S. 9.
8. Sudirkham G.N. Metody obucheniya predprinimatel'stvu v indoneziyskoy sisteme shkol'nogo obrazovaniya / V sbornike: Pedagogicheskoe obrazovanie na styke epokh: innovatsii i traditsii v sfere obrazovatel'nykh tekhnologiy Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2017. S. 327–329.
9. Shishov S.E., Kal'ney V.A. Sovremennye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya Rossii (plenarnyy doklad) / V sbornike: Soderzhanie professional'noy podgotovki po inostrannym yazykam v neyazykovom vuze Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod nauchnoy redaktsiey T.N. Efremtsevoy. M., 2017. S. 16–24.
10. Kalney V.A., Shishov S.E. A View of the Change in the Objectives of Teacher Education / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS Ser. «The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS» 2017. P. 156–161.
11. Shishov S.E., Kalnei V.A. Problems of Formation of Technological Education at the Present Stage of Development / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS Ser. «The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS» 2017. P. 319–323.