Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Авторы рассматривают одну из важнейших задач модернизации как общего, так и среднего профессионального образования, а именно, всестороннее развитие проектных форм обучения в рамках сетевой формы взаимодействия организаций общего и профессионального образования. Целью реализации сетевого проектного обучения являются создание условий самостоятельного и мотивированного приобретения недостающих знаний обучающимися из различных источников; обучение навыкам использования приобретенных знаний для решения реальных познавательных и практических задач; приобретение коммуникативных умений работать в группах; развитие у себя проектных навыков и системного мышления. Авторы показывают, что учебный проект дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой. Он стимулирует истинное учение самих учащихся, а также легко вписывается в учебный процесс. В рамках сетевой проектной деятельности формируется проектная компетенция как способность и готовность обучающихся к продуктивной учебно-исследовательской и внедренческой работе, нацеленность на самообразование и самосовершенствование, интеграцию исследовательских и практических учебных действий в неразрывное целое, переход от исключительно исполнительской к исключительно творческой, созидательной деятельности. Проектная компетенция представляет собой взаимосвязанный комплекс нескольких составляющих (сочетание знания, способности, навыков, действий, опыта в области образовательного исследования и решения практических вопросов и проблем внедрения).
сетевое взаимодействие, учебный проект, формы организации проектного обучения, взаимодействии организаций общего и профессионального образования, технологическая культура, внеурочная проектная деятельность.
Актуальность. К числу важнейших задач модернизации как общего, так и среднего профессионального образования следует отнести задачу всестороннего развития проектных форм обучения в рамках развития сетевой формы взаимодействия организаций общего и профессионального образования [1; 3]. Мы видим, что одним из актуальных путей решения заявленной проблемы по применению проектного метода обучения, который предусматривает выявление проблемы, поиск решений, изготовление продукта и его внедрение [10; 11]. Целью реализации сетевого проектного обучения являются создание условий самостоятельного и мотивированного приобретения недостающих знаний обучающимися из различных источников [2]; обучение навыкам использования приобретенных знаний для решения реальных познавательных и практических задач [5]; приобретение коммуникативных умений работать в группах [4]; развитие у себя проектных навыков и системного мышления [6; 7]. Методология исследования. Исследование проводилось с 2017 по 2018 г. на базе образовательных организаций Ступинского района и г. Королева Московской области с активным участием филиала «Московского финансово-юридического университета (МФЮА)» и МБОУ СОШ № 1 г. Королева. Научное руководство осуществлялось научно-педагогическими работниками кафедры технологии и профессионального образования Академии социального управления Московской области. В исследовании участвовали более 650 человек обучающихся, педагогов, работодателей. Сетевые профильные классы рассматриваются нами как группы обучающихся из различных общеобразовательных организаций, которые объединены в систему сетевого взаимодействия для обучения конкретной специализации технологического профиля [8]. Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций для реализации технологического профиля обучения рассматривается нами как педагогическая конструкция, обладающая организационными функциями управления проектно-ориентированным образовательным процессом в системе взаимодействия «ученик — организации общего образования — профориентационные городские службы — организации профессионального образования — предприятия» [9]. Результаты исследования. Позитивные и негативные позиции, касающиеся близости «идеального» и реального развития сетевых форм организации проектного обучения во взаимодействии организаций общего и профессионального образования, показали почти одинаковое распределение — 46 и 40% соответственно. Обучающиеся чаще давали положительные ответы (55 и 38%), а респонденты, имеющие высшее образование, — негативные (46 и 47%). Мнение, которое касается мер, предпринимаемых муниципальными органами власти, о приближении образовательных организаций к
идеальной модели или отдалению от нее, явно уходит в негативную сторону: позитивные оценки составляют 31%, негативные — 41%. Обучающиеся опять проявили более терпимое отношение (39 и 30%), а опрошенные, имеющие высшее образование, — более негативное (33 и 47%). Стоит заметить наличие противоречия с динамикой ответов по предшествующему вопросу. Качество проектного обучения. Респонденты неплохо информированы (в крайнем случае, имеют собственную точку зрения на состояние качества обучения) только о школах. Затрудняются оценить состояние качества обучения в местных школах только 15% ответивших. Тогда как колледжам не смогли дать оценку 33%.
1. Артемьева С.И. Проблемы создания научных школ в педагогике [Текст] / С.И. Артемьева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2013. — Т. 2. — № 3. — С. 3–9.
2. Артемьева С.И. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов высшей школы [Текст]: Коллективная монография / С.И. Артемьева [и др.]. — М., 2015.
3. Кальней В.А. Реализация региональных моделей технологического образования в Московской области [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов, Д.А. Махотин // Академический вестник Академии социального управления. — 2018. — № 1. — С. 37–53.
4. Карманова Ж.А. Концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности современного бакалавра социальной работы [Текст] / Ж.А. Карманова [и др.] // В сборнике «Обновление содержания образования в условиях модернизации общественного сознания». Материалы Международной научно-практической конференции. — М., 2018. — С. 80–83.
5. Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды [Текст] // Материалы IX Международной научно-методической конференции. — М., 2018.
6. Развитие культурно-образовательной среды как фактор самореализации личности [Текст] // Сборник научных трудов Международной научно-практической интернет конференции. — М., 2018.
7. Рыжаков М.В. Тенденции формирования общественного сознания и духовно-нравственной культуры молодежи в России и Казахстане [Текст] / М.В. Рыжаков, В.А. Кальней, С.Е. Шишов // В сборнике «Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды». Материалы IX Международной научно-методической конференции. — М., 2018. — С. 9.
8. Судирхам Г.Н. Методы обучения предпринимательству в индонезийской системе школьного образования [Текст] / Г.Н. Судирхам // В сборнике «Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий». Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — М., 2017. — С. 327–329.
9. Шишов С.Е. Современные тенденции развития высшего образования России (пленарный доклад) [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // В сборнике «Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе». Материалы IV Международной научно-практической конференции; под науч. ред. Т.Н. Ефремцевой. — М., 2017. — С. 16–24.
10. Kalney V.А., Shishov S.Е. A View of the Change in the Objectives of Teacher Education / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS Ser. «The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS» 2017. P. 156–161.
11. Shishov S.E., Kalnei V.A. Problems of Formation of Technological Education at the Present Stage of Development / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS Ser. «The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EPSBS» 2017. P. 319–323.