Krasnoyarsk, Krasnoyarsk, Russian Federation
The article attempts to consider the dialectical interconnection between violence and nonviolence. Practical applications include a better understanding of the boundaries of violence and non-violence, which may further help to clarify the classification of types of violence.
violence, nonviolence, dialectics, ethical teachings.
Актуальность. Насилие — это явление, сопровождающее нас на протяжении не одного поколения. К примеру, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), насилие над женщинами происходит по всему миру: оно равномерно распространено на планете. 30% опрошенных женщин заявили, что они испытали насилие со стороны мужчин, с которыми они состояли в связи [2]. Более половины годовалых младенцев в 30 странах мира подвергаются телесным наказаниям — каждый десятый получает оплеухи или пощечины, а в четверти всех случаев родители с силой трясут ребенка. Об этом говорится в новом докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Авторы доклада отмечают, что миллионы детей в разных странах мира подвергаются насилию. Они становятся жертвами насильников, террористов и контрабандистов. Многие дети страдают от физической и психологической жестокости своих близких, в том числе в собственном доме и школе. «Согласно статистическим данным, дети подвергаются насилию на всех этапах взросления, в самых разнообразных местах и зачастую именно со стороны людей, которые должны о них заботиться и защищать их», — заявила представитель ЮНИСЕФ Клаудиа Каппа. Три четверти детей в возрасте от двух до четырех лет — около 300 млн юных жителей планеты — подвергаются физическим наказаниям или психологической агрессии со стороны родителей. При этом во многих странах насилие в отношении детей считается допустимым, в том числе в силу укоренившихся традиций. На сегодняшний день 732 млн детей в возрасте от 6 до 17 лет живут в странах, где нет законов, защищающих их от телесных наказаний в школе. Насилие, анализируемое в социальном контексте как проявление человеческой деструктивности и агрессивности, связано с изучением комплекса причин применения силы с целью принуждения людей к определенному поведению, т.е. установлению господства одной воли над другой, нередко связанное с угрозой жизни. Сложившиеся традиции исследования феномена насилия (Т. Гоббс, Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) свидетельствуют о том, что оно является неизменным спутником всех социальных, эволюционных и революционных изменений. Анализ исследований прошлых лет и современных научных деятелей показывает, что интерес к теме не только не уменьшается, но увеличивается, становится более дифференцированным и четким. Проявление насилия обнаруживается в различных сферах жизни — от политики и массовых воздействий на аудиторию через СМИ до семейных форм насилия и насилия по отношению к самому себе. Можно заметить, что насилие так или иначе имеет общий признак и проявляется везде, где есть отношения [7]. Проблема. Диалектика насилия и ненасилия отражается в различных явлениях современной жизни — в мировых масштабах и индивидуальных, в ненасильственных революциях и межличностных отношениях. В современном мире возникают новые концепции насилия и ненасилия, но на сегодняшний день нет исследований, объединяющих и анализирующих данные концепции. Методика исследования заключается в анализе социально-философских концепций насилия через обращение к процессу формирования характерных социальных ролей (палача, жертвы, свидетеля) и с учетом его, насилия, связи с идеологической гегемонией, осуществляющей стабилизацию социальной системы.
1. Borevich G.V. Fedorova N.V. Norma v ekzistentsializme: Zh.P. Sartra i A. Kamyu // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017. T. 1. T. 4. S. 365–405.
2. Ignat'ev V.I., Bodrova Yu. V. Problema nasiliya v retrospektive gumanitarnogo znaniya // Idei i idealy Novosibirskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. 2017. T.1. № 3. S. 87–99.
3. Kamyu A. Buntuyushchiy chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. M.: Politizdat, 1990. 415 s.
4. Koval'chuk O.V., Myul'gaupt K.E. Dikhotomiya "nasilie — nenasilie" v russkoy filosofii (L.N. Tolstoy VS I.A. Il'in) // Bulgakovskie chteniya. 2016. № 10. S. 103–106.
5. Koval'chuk O.V., Myul'gaupt K.E. Problema nasiliya i nenasiliya v klassicheskoy filosofii: postanovka problemy // Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4-kh tomakh. Upravlenie kul'tury Belgorodskoy oblasti; Belgorodskiy gosudarstvennyy institut iskusstv i kul'tury. 2016. S. 240–241.
6. Kostrova E.A. Sakral'noe i nasilie: etizatsiya religii v filosofii levinasa // Yuzhnyy Polyus. Issledovaniya po istorii sovremennoy zapadnoy filosofii. 2017. T. 3. № 3 (1). S. 40–48.
7. Krasnukhina E.K. Politicheskaya filosofiya svobody i nasiliya // Privolzhskiy nauchnyy vestnik. 2016. T. 3. № 1. S. 85–87.
8. Maksimov M.A. Kritika politicheskogo nasiliya v sovremennoy sotsial'noy filosofii // Elektronnyy zhurnal: nauka, tekhnika i obrazovanie. 2017. T. 2. № 2 (12). S. 225–230.
9. Mironchukovskaya V.V. Perspektivy sovremennoy filosofii prava v razrabotke problem nasiliya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. 2017. T. 5. № 3. S. 156–163.
10. Myul'gaupt K.E., Reznik S.V. Nasilie i nenasilie v religioznoy filosofii L. N. Tolstogo i I. A. Il'ina // Sub"ektivnoe i ob"ektivnoe v istoricheskom protsesse Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. "Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya uchenykh Donbassa". 2017. S. 303–305.
11. Sidorenko I.N. Frankfurtskaya shkola o sotsial'nom nasilii kak destruktsii // Gosudarstvennoe uchrezhdenie obrazovaniya "Respublikanskiy institut vysshey shkoly" (Minsk). 2017. № 16. S. 316–323.
12. Solov'eva R.P. Printsip "nenasiliya" v istorii // Sub"ektivnoe i ob"ektivnoe v istoricheskom protsesse Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Ser. «Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya uchenykh Donbassa». 2017. T. 1. № 2 (14). S. 60–68.
13. Khadzhimuradova T.Kh. K voprosu o nasilii v sovremennom obshchestve // Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 3 chastyakh. 2017. T. 2. № 4 (2). S. 229–231.
14. Shipunova T.V. Agressiya i nasilie kak elementy sotsiokul'turnoy real'nosti // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2002. № 5. S. 67–76.
15. Shulevskiy N.B., Zotova E.S. Metafizika nasiliya // Ekonomicheskie strategii. 2016. T. 18. № 4 (138). S. 64–73.
16. Charlierab P., Deoa S., Bou Abdallaha F., Is gratuitous violence the characteristic of man? La violence gratuite est-elle le propre de l’homme? // Ethics, Medicine and Public Health. 2017. P. 393–395.
17. Cohen A. J. The Justification of Religious Violence, by Steve Clarke // Australasian Journal of Philo sophy 2006. № 94 (1). P. 206–206.
18. Matthew R. Fields of Blood: Religion and the History of Violence. By Karen Armstrong // Journal of Religion and Violence. 2016. № 4 (1). P. 110–112.
19. Omoyibo K.U., Asekhauno A.A. The violence of non-violence and civil disobedience: a psychological inference // Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. T. 9. № 8. S. 1746–1753.
20. Srubar I. Religion and Violence. Paradoxes of Religious Communication // Human Studies. 2017. № 40 (4). P. 501–518.