Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье делается попытка рассмотреть диалектическую взаимосвязанность насилия и ненасилия. Возможности практического применения заключаются в углублении понимания границ насилия и ненасилия, что в дальнейшем может помочь уточнить классификации видов насилия

Ключевые слова:
насилие, ненасилие, диалектика, этические учения.
Текст

Актуальность. Насилие — это явление, сопровождающее нас на протяжении не одного поколения. К примеру, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), насилие над женщинами происходит по всему миру: оно равномерно распространено на планете. 30% опрошенных женщин заявили, что они испытали насилие со стороны мужчин, с которыми они состояли в связи [2]. Более половины годовалых младенцев в 30 странах мира подвергаются телесным наказаниям — каждый десятый получает оплеухи или пощечины, а в четверти всех случаев родители с силой трясут ребенка. Об этом говорится в новом докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Авторы доклада отмечают, что миллионы детей в разных странах мира подвергаются насилию. Они становятся жертвами насильников, террористов и контрабандистов. Многие дети страдают от физической и психологической жестокости своих близких, в том числе в собственном доме и школе. «Согласно статистическим данным, дети подвергаются насилию на всех этапах взросления, в самых разнообразных местах и зачастую именно со стороны людей, которые должны о них заботиться и защищать их», — заявила представитель ЮНИСЕФ Клаудиа Каппа. Три четверти детей в возрасте от двух до четырех лет — около 300 млн юных жителей планеты — подвергаются физическим наказаниям или психологической агрессии со стороны родителей. При этом во многих странах насилие в отношении детей считается допустимым, в том числе в силу укоренившихся традиций. На сегодняшний день 732 млн детей в возрасте от 6 до 17 лет живут в странах, где нет законов, защищающих их от телесных наказаний в школе. Насилие, анализируемое в социальном контексте как проявление человеческой деструктивности и агрессивности, связано с изучением комплекса причин применения силы с целью принуждения людей к определенному поведению, т.е. установлению господства одной воли над другой, нередко связанное с угрозой жизни. Сложившиеся традиции исследования феномена насилия (Т. Гоббс, Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) свидетельствуют о том, что оно является неизменным спутником всех социальных, эволюционных и революционных изменений. Анализ исследований прошлых лет и современных научных деятелей показывает, что интерес к теме не только не уменьшается, но увеличивается, становится более дифференцированным и четким. Проявление насилия обнаруживается в различных сферах жизни — от политики и массовых воздействий на аудиторию через СМИ до семейных форм насилия и насилия по отношению к самому себе. Можно заметить, что насилие так или иначе имеет общий признак и проявляется везде, где есть отношения [7]. Проблема. Диалектика насилия и ненасилия отражается в различных явлениях современной жизни — в мировых масштабах и индивидуальных, в ненасильственных революциях и межличностных отношениях. В современном мире возникают новые концепции насилия и ненасилия, но на сегодняшний день нет исследований, объединяющих и анализирующих данные концепции. Методика исследования заключается в анализе социально-философских концепций насилия через обращение к процессу формирования характерных социальных ролей (палача, жертвы, свидетеля) и с учетом его, насилия, связи с идеологической гегемонией, осуществляющей стабилизацию социальной системы.

Список литературы

1. Боревич Г.В. Норма в экзистенциализме Ж.П. Сартра и А. Камю [Текст] / Г.В. Боревич, Н.В. Федорова // Общество: философия, история, культура. — 2017. — Т. 1. — Т. 4. — С. 365–405.

2. Игнатьев В.И. Проблема насилия в ретроспективе гуманитарного знания [Текст] / В.И. Игнатьев, Ю.В. Бодрова // Идеи и идеалы Новосибирский государственный технический университет. — 2017. — Т. 1. — № 3. — С. 87–99.

3. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство [Текст] / А. Камю. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

4. Ковальчук О.В. Дихотомия «насилие — ненасилие» в русской философии (Л.Н. Толстой vs И.А. Ильин) [Текст] / О.В. Ковальчук, К.Е. Мюльгаупт // Булгаковские чтения. — 2016. — № 10. — С. 103–106.

5. Ковальчук О.В. Проблема насилия и ненасилия в классической философии: постановка проблемы [Текст] / О.В. Ковальчук, К.Е. Мюльгаупт // Всероссийской научно-практической конференции: в 4 т. Управление культуры Белгородской области; Белгородский государственный институт искусств и культуры. — 2016. — С. 240–241.

6. Кострова Е.А. Сакральное и насилие: этизация религии в философии левинаса [Текст] / Е.А. Кострова // Южный Полюс. Исследования по истории современной западной философии. — 2017. — Т. 3. — № 3 (1). — С. 40–48.

7. Краснухина Е.К. Политическая философия свободы и насилия [Текст] / Е.К. Краснухина // Приволжский научный вестник. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 85–87.

8. Максимов М.А. Критика политического насилия в современной социальной философии [Текст] / М.А. Максимов // Электронный журнал: наука, техника и образование. — 2017. — Т. 2. — № 2. — С. 225–230.

9. Мирончуковская В.В. Перспективы современной философии права в разработке проблем насилия [Текст] / В.В. Мирончуковская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». — 2017. — Т. 5. — № 3. — С. 156–163.

10. Мюльгаупт К.Е. Насилие и ненасилие в религиозной философии Л.Н. Толстого и И.А. Ильина [Текст] / К.Е. Мюльгаупт, С.В. Резник // Субъективное и объективное в историческом процессе Материалы международной научной конференции «Социально-гуманитарные исследования учёных Донбасса». — 2017. — С. 303–305.

11. Сидоренко И.Н. Франкфуртская школа о социальном насилии как деструкции [Текст] / И.Н. Сидоренко // Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (Минск). — 2017. — № 16. — С. 316–323.

12. Соловьёва Р.П. Принцип «ненасилия» в истории [Текст] / Р.П. Соловьёва // Субъективное и объективное в историческом процессе Материалы международной научной конференции. Серия «Социально-гуманитарные исследования учёных Донбасса». — 2017. — Т. 1. — № 2. — С. 60–68.

13. Хаджимурадова Т.Х. К вопросу о насилии в современном обществе [Текст] / Т.Х. Хаджимурадова // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. — 2017. — Т. 2. — № 4 (2). — С. 229–231.

14. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности [Текст] / Т.В. Шипунова // Социологические исследования. — 2002. — № 5. — С. 67–76.

15. Шулевский Н.Б. Метафизика насилия [Текст] / Н.Б. Шулевский, Е.С. Зотова // Экономические стратегии. — 2016. — Т. 18. — № 4. — С. 64–73.

16. Charlierab P., Deoa S., Bou Abdallaha F. Is gratuitous violence the characteristic of man? La violence gratuite est-elle le propre de l’homme? // Ethics, Medicine and Public Health. 2017. P. 393–395.

17. Cohen A.J. The Justification of Religious Violence, by Steve Clarke // Australasian Journal of Philosophy. 2006. № 94 (1). P. 206–206.

18. Matthew R. Fields of Blood: Religion and the History of Violence. By Karen Armstrong // Journal of Religion and Violence. 2016. № 4 (1). P. 110–112.

19. Omoyibo K.U., Asekhauno A.A. The violence of non-violence and civil disobedience: a psychological inference // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2016. — Т. 9. — № 8. — С. 1746–1753.

20. Srubar I. Religion and Violence. Paradoxes of Religious Communication // Human Studies. 2017. № 40 (4). P. 501–518.

Войти или Создать
* Забыли пароль?