Irkutsk, Irkutsk region, Russian Federation
Irkutsk, Irkutsk region, Russian Federation
The actualization of the creative imagination is considered as one of the key problems of developing preschool education. The purpose of the study was to identify the features of the development of creative imagination, as the basis for designing individual educational routes for children of senior preschool age. The sample consisted of children of the senior preschool age of preschool education organizations of Irkutsk — 45 children. In the study standardized methods were used: V. Sinelnikova, V. Kudryavtseva under the title "How to save the hare", as well as the technique of E. Tunik "Consequences of situations", O.M. Dyachenko "Finish drawing of figures". The results of empirical research have shown the prevalence of medium and low levels of development of creative imagination. Low level of creative imagination was revealed in 40% of children, average in 44% and high in 16%. Characteristic features of the creative imagination of senior preschoolers are: insufficient detail of images, a small productivity of ideas, difficulties in solving problem situations, lack of independence in the implementation of ideas. The article discusses the revealed tendencies in the development of the imagination of modern children, which differ somewhat from the data previously presented in the psychological literature. An effective means of developing the skills of preschool children to overcome problem situations and resolve them, as well as the ability to anticipate the consequences of the situation on the basis of its recreation and imagination is to create conditions for story-role games in groups. According to the research, it turned out that the availability of gaming equipment reaches just over half of the recommended list of gaming equipment in groups. The longevity of the environment, we believe, is also a factor of the scarcity of the development of creative imagination, as the highest mental function in preschool childhood.
productive activity, creative imagination, creative development of children of senior preschool age, individual approach, pedagogical activity, game educational environment, story-role game.
Актуальность, проблема. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В связи с этим необходим выбор и разработка адекватных средств развития творческого воображения, так как прежние не отвечают образовательной парадигме ФГОС дошкольного образования. В практике обучения детей дошкольного возраста основной акцент делается на формирование базовой культуры личности. При этом недостаточное внимание уделяется креативной стороне деятельности, что является необходимым признаком индивидуального подхода в обучении. Вопрос о том, можно ли на ранних этапах онтогенеза развивать такие качества, как оригинальность, продуктивность, окончательно не решен. Как свидетельствуют исследования Е.С. Рабунского, А.А. Кирсанова, Я.И. Ковальчук, И.С. Якиманской и др., решению этой задачи во многом способствует индивидуализация обучения [1; 3; 4]. Для того чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно понимать, какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на развитие, образование и качество его жизни в целом. Однако не определены педагогические условия, способствующие реализации индивидуального подхода как одного из путей развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между требованиями образовательного стандарта к развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала в дошкольном возрасте, с одной стороны, и отсутствием разработанных педагогических условий реализации индивидуального подхода к развитию творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, с другой стороны. Методология исследования. Задачей исследования было выявление особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, а также гуманитарная экспертиза предметно-пространственных стимулов среды для развития продуктивности и оригинальности в дошкольном возрасте. Для объективной оценки педагогических условий в ДОУ в области индивидуального подхода к развитию творческого воображения детей посредством сюжетной игры и взаимосвязи компонентов творческого развития дошкольников с показателями новообразований в ведущей игровой деятельности на констатирующем этапе нашей экспериментальной работы мы использовали следующие методы: опрос педагогов, анализ планов, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Творческое воображение наиболее активно развивается в старшем дошкольном возрасте, так как это период интенсивного развития познавательных функций психики (В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин). С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности — игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности.
1. Belkin E.L. Psikhologo-didakticheskie osnovy postroeniya effektivnykh metodik obucheniya [Tekst] / E.L. Belkin, A. M. Ivanov. M.: Prosveshchenie, 2013. 128 s.
2. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozrasta [Tekst] / L.S. Vygotskiy. SPb.: SOYuZ, 1997. 96 s.
3. Mikhaylova-Svirskaya L.V. Individualizatsiya obrazovaniya detey doshkol'nogo vozrasta: posobie dlya pedagogov DOO [Tekst] / L.V. Mikhaylova-Svirskaya. M.: Prosveshchenie, 2015. 120 s.
4. Koval'chuk Ya.I. Individual'nyy podkhod v vospitanii rebenka [Tekst]: Posobie dlya vospitatelya detskogo sada / I.Ya. Koval'chuk. M.: Prosveshchenie, 2011. 154 s.
5. D'yachenko O.M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika [Tekst] / O.M. D'yachenko. M.: Mezhdunar. obrazovat. i psikhol. kolledzh, 2006. 197 s.
6. Komleva V. U poroga tvorchestva. Syuzhetno-rolevye igry na zanyatiyakh s doshkol'nikami / V. Komleva // Iskusstvo v shkole. 2010. № 1. S. 46–48.
7. Verbenets A.M. Planirovanie i organizatsiya obrazovatel'nogo protsessa doshkol'noy organizatsii: sovremennye podkhody i tekhnologii [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie / A.M. Verbenets, O.N. Somkova, O.V. Solntseva. SPb.: Detstvo Press, 2013. 215 s.
8. Makarov S.P. Tekhnologiya individual'nogo obucheniya [Tekst] / S.P. Makarov// Pedagogicheskiy vestnik. 2014. № 1. S. 2–10.