Иркутск, Иркутская область, Россия
Иркутск, Иркутская область, Россия
Актуализация творческого воображения считается одной из ключевых проблем развивающего дошкольного образования. Целью исследования было выявление особенностей развития творческого воображения как основы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей старшего дошкольного возраста. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста организаций дошкольного образования Иркутска – 45 детей. В исследовании применялись стандартизированные методики В. Синельникова, В. Кудрявцева под названием «Как спасти зайку», а также методики Е. Туник «Последствия ситуаций», О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты эмпирического исследования показали преобладание среднего и низкого уровней развития творческого воображения. Низкий уровень творческого воображения выявлен у 40% детей, средний — у 44% и высокий — у 16%. Характерными чертами творческого воображения старших дошкольников выступают недостаточная детализированность образов, небольшая продуктивность замыслов, трудности в решении проблемных ситуаций, недостаток в самостоятельности реализации замыслов. В статье обсуждаются вопросы выявленных тенденций в развитии воображения современных детей, несколько отличающихся от данных, ранее представленных в психологической литературе. Эффективным средством развития умений дошкольников преодолевать проблемные ситуации и разрешать их, а также умения предугадывать последствия ситуации на основе ее воссоздания и воображения является создание условий для сюжетно-ролевых игр в группах. По данным исследования, оказалось, что обеспеченность игровым оборудованием достигает чуть больше половины от рекомендованного перечня игрового оборудования в группах. Обедненность среды, мы полагаем, также является фактором дефицитарности развития творческого воображения как высшей психической функции в дошкольном детстве.
продуктивная деятельность, творческое воображение, творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, индивидуальный подход, педагогическая деятельность, игровая образовательная среды, сюжетно-ролевая игра.
Актуальность, проблема. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В связи с этим необходим выбор и разработка адекватных средств развития творческого воображения, так как прежние не отвечают образовательной парадигме ФГОС дошкольного образования. В практике обучения детей дошкольного возраста основной акцент делается на формирование базовой культуры личности. При этом недостаточное внимание уделяется креативной стороне деятельности, что является необходимым признаком индивидуального подхода в обучении. Вопрос о том, можно ли на ранних этапах онтогенеза развивать такие качества, как оригинальность, продуктивность, окончательно не решен. Как свидетельствуют исследования Е.С. Рабунского, А.А. Кирсанова, Я.И. Ковальчук, И.С. Якиманской и др., решению этой задачи во многом способствует индивидуализация обучения [1; 3; 4]. Для того чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно понимать, какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на развитие, образование и качество его жизни в целом. Однако не определены педагогические условия, способствующие реализации индивидуального подхода как одного из путей развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между требованиями образовательного стандарта к развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала в дошкольном возрасте, с одной стороны, и отсутствием разработанных педагогических условий реализации индивидуального подхода к развитию творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, с другой стороны. Методология исследования. Задачей исследования было выявление особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, а также гуманитарная экспертиза предметно-пространственных стимулов среды для развития продуктивности и оригинальности в дошкольном возрасте. Для объективной оценки педагогических условий в ДОУ в области индивидуального подхода к развитию творческого воображения детей посредством сюжетной игры и взаимосвязи компонентов творческого развития дошкольников с показателями новообразований в ведущей игровой деятельности на констатирующем этапе нашей экспериментальной работы мы использовали следующие методы: опрос педагогов, анализ планов, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Творческое воображение наиболее активно развивается в старшем дошкольном возрасте, так как это период интенсивного развития познавательных функций психики (В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин). С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности — игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности.
1. Белкин Е.Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е.Л. Белкин, А.М. Иванов. — М: Просвещение, 2013. — 128 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возраста [Текст] / Л.С. Выготский — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
3. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. — 120 с.
4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / И.Я. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2011. — 154 с.
5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. — М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2006. — 197 с.
6. Комлева В. У порога творчества. Сюжетно-ролевые игры на занятиях с дошкольниками [Текст] / В. Комлева // Искусство в школе. — 2010. — № 1. — С. 46-48.
7. Вербенец А.М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии [Текст]: учебно-методическое пособие / А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. — СПб : Детство Пресс, 2013. — 215 с.
8. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения [Текст] / С.П. Макаров // Педагогический вестник. — 2014. — № 1. — С. 2–10.