INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENTY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the important issues related to informatization of professional education on the example of vocational teacher education. The research problem consists in the definition of innovative approaches to the organization of the educational process in the information and educational environment that facilitate the integration of the interests of society in the training of competent personnel and the interests of the students. The authors consider the essence and structure of the information and educational environment, the features of its functioning in the university teaching process, as well as the role and place of the educational portal elms.timacad.ru. The authors consider the use of blended learning technology, combining the possibilities of the Internet and digital media with classroom activities, for the preparation of future vocational teachers on the example of the course "Management psychology and personnel management". In particular, the authors use the "flipped classroom" model of blended learning technology: before the lesson begins, students independently study theoretical material (usually using ICTs: video lectures, audio lectures, interactive materials, diagnostic techniques, etc.), and the lesson focuses on solving problems, cooperation, training interaction, applying knowledge and skills in a new situation, creating a new training product. Empirical data are presented on the students' assessments of the effectiveness of the blended learning model on the basis of the educational portal. The main difficulties of application of mixed training technology are revealed: high labor-capacity of development of educational content for e-courses and low level of teachers’ information competence.

Keywords:
organization of educational process, information and educational environment, information and communication technologies, informatization of education, electronic educational resources, blended learning, educational portal.
Text

Работа выполнена в соответствии с грантом по проекту сети Центров технологической поддержки образования г. Москвы.

Актуальность. Стремительный рост темпов и объема информации, развитие научно-технического прогресса активизируют процессы информатизации профессионального образования, формирования информационно-образовательного пространства, способствующего созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей социума [8, с. 24]. Требования общества к качеству подготовки выпускников системы профессионального образования постоянно растут. В компетентностном формате они отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах и Профессиональных стандартах. В современной парадигме профессионального образования компетентностный подход занял прочные позиции [4; 10; 11]. Однако в настоящее время традиционная образовательная среда уже не способна в должной мере обеспечить формирование у обучающихся требуемых компетенций. В большей степени это относится к системе профессионального образования, содержание которого наиболее восприимчиво к технологическим инновациям. В связи с этим приобретают особую актуальность исследования, направленные на совершенствование организации учебного процесса в условиях информатизации профессионального образования. Проблема. Различные аспекты информатизации образования — разработки электронных образовательных ресурсов, определения дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), формирования информационной компетентности, использования распределенного информационного ресурса глобальной сети, создания эффективных моделей дистанционного обучения с применением цифровых технологий и т.д. исследуются в работах А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, А.В. Гущина, В.А. Касторновой, О.А. Козлова, Г.А. Кручининой, М.В. Кручинина, М.В. Лапенок, М.П. Лапчика, Е.Б. Михайловой, И.Ш. Мухаметзянова, О.В. Насс, Я.М. Нейматова, Н.И. Пака, Е.С. Полат, В.А. Поляковой, И.В. Роберт, П.И. Самойленко, В.И. Солдаткина, А.Н. Тихонова, А.В. Хуторского, Т.Ш. Шихнабиевой и др. Многие исследования направлены на поиск возможностей оптимизации учебного процесса посредством применения ИКТ в рамках реализации компетентностного подхода, в то время как личностно ориентированный (или студентоцентрированный) подход зачастую уходит на второй план. Проблема исследования заключается в поиске инновационных подходов к организации учебного процесса в информационно-образовательной среде, способствующих интеграции интересов общества, в частности работодателей, в подготовке высококвалифицированных, компетентных кадров и интересов личности, получающей профессиональное образование, стремящейся к самореализации в профессиональной деятельности. Методика исследования. Исследование эффективных подходов к организации учебного процесса осуществлялось в условиях информационно-образовательной среды ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева». Информационно-образовательная среда вуза включает в себя совокупность программно-аппаратных средств (сайт, образовательный портал, электронные образовательные ресурсы), организационного и методического обеспечения, создающих оптимальные условия для осуществления дидактического взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Информационно-образовательная среда заключает в себе широкие дидактические возможности сочетания применения (как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн) компьютерной техники, средств визуализации и мультимедийного содержания, интерактивности обучения. Такой подход изменяет возможности взаимодействия участников образовательного процесса, которое становится «субъект-субъектным», т.е. в новой образовательной среде возникает интерактивность со стороны каждого субъекта системы [9; 13]. При этом интерактивными субъектами взаимодействия в таком учебном процессе являются не только преподаватель и студент, но и интерактивный электронный образовательный ресурс.

References

1. Verevkina E.Yu., Kizogyan D.A., Falaleeva D.A., Scherbatykh M.P., Yatsenko V.V. Novye zarubezhnye tehnologii v obuchenii: smeshannoe obuchenie [New foreign technologies in teaching: blended learning]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki [Modern scientific research and development]. 2017, No. 9, pp. 90–94. (in Russian)

2. Garaev I.M., Varfolomeeva T.N. Strukturnye osobennosti i rekomendacii po ispol'zovaniyu smeshannoi modeli obucheniya «Perevernutyi klass» [Structural features and recommendations on the use of the mixed model of training "Flipped Classroom"]. Sovremennaya pedagogika [Modern pedagogy]. 2017, No. 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6731. (in Russian)

3. Davydova N.N., Sidenko A.S., Sidenko E.A. Professional'noe samoobrazovanie pedagogov innovacionno-aktivnyh obrazovatel'nyh organizacii s pomosh'yu elektronnyh i kadrovyh resursov nauchno-obrazovatel'noi seti (Proekt deyatel'nosti eksperimental'noi ploshadki) [Professional self-education of teachers of innovative-active educational organizations with the help of electronic and human resources of the scientific and educational network (Project of experimental site activity)]. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment [Municipal education: innovation and experiment]. 2017, No. 4, pp. 18–23. (in Russian)

4. Issledovanie i proektirovanie soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (teoretiko-metodologicheskie osnovaniya): kollektivnaya monografiya [Research and design of the content of additional professional education (theoretical and methodological grounds): collective monograph]. Moscow, 2015. 393 p. (in Russian)

5. Kozlenkova E.N., Kareva A.S. Predstavleniya prepodavatelei obrazovatel'nyh uchrezhdenii ob ispol'zovanii informacionno-kommunikacionnyh tehnologii v uchebno-vospitatel'nom processe [Teachers’ opinions of role of information and communication technologies in educational process]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina [Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin]. 2011, No. 4, pp. 80–83. (in Russian)

6. Kubrushko P.F. Aktual'nye problemy teorii soderzhaniya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: dis. … dokt. ped. nauk: 13.00.08 [Actual problems of the theory of vocational education content: dissertation ... doctor of pedagogical sciences: 13.00.08]. Ekaterinburg, 2002. 317 p. (in Russian)

7. Polyakova V.A., Kozlov O.A. Nepreryvnaya podgotovka professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuza v oblasti ispol'zovaniya informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologii [Continuous training of the university teaching staff for use of information and communication technologies]. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze [Questions of teaching methodology in the university]. 2016, No 5 (19-1), pp. 216–227. (in Russian)

8. Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo [Informational and educational space]. Moscow, 2017. 92 p. (in Russian)

9. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskii i tehnologicheskii aspekty): monografiya [Theory and methods of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects): monograph]. Moscow, 2010. 356 p. (in Russian)

10. Shingareva M.V., Skorokhodov A.N. Kompetentnostno orientirovannaya zadacha kak integrativnaya didakticheskaya edinica uchebnogo processa v vuze [Competence-oriented task unit as an integrative didactic educational process at university]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina [Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin]. 2013, No. 4, pp. 107–110. (in Russian)

11. Shishov S.E., Kalnei V.A., Bukhteeva E.V. Problema formirovaniya kompetencii metodicheskimi sredstvami v processe obucheniya [The problem of the formation of competences by methodical means in the process of training]. Vestnik RMAT [Bulletin of RMAT]. 2014, No. 1, pp. 73–78. (in Russian)

12. Prensky M. The World Needs a New Curriculum. Retrieved August 1, 2018. URL: http://marcprensky.com/wp-content/uploads/2013/05/Prensky-5-The-World_Needs_a_New_Curriculum.pdf.

13. Shishov S., Rabadanova R., Artemyeva S., Tonoyan H., Mezhina A. Implementation of Interaction Principle in Teaching Pedagogical Subjects in University // Espacios. 2018. Vol. 39, No. 21, p. 30.

Login or Create
* Forgot password?