ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещены важные вопросы, связанные с информатизацией системы профессионального образования на примере подготовки педагогов профессионального обучения. Проблема исследования состоит в определении инновационных подходов к организации учебного процесса в информационно-образовательной среде, способствующих интеграции интересов общества в подготовке компетентных кадров и интересов самих обучающихся. Авторы рассматривают сущность и структуру информационно-образовательной среды, особенности ее функционирования в учебном процессе университета, а также роль и место образовательного портала elms.timacad.ru. Показаны особенности применения технологии смешанного обучения, объединяющей возможности интернета и цифровых медиа с аудиторными занятиями, для подготовки будущих педагогов профессионального обучения на примере учебной дисциплины «Психология управления и кадровый менеджмент». В частности, авторы используют модель смешанного обучения «Перевернутый класс»: до начала занятия студенты самостоятельно изучают теоретический материал (как правило, с помощью ИКТ: видеолекции, аудиолекции, интерактивные материалы, диагностические методики и т.д.), а на занятии основное внимание направлено на решение проблем, сотрудничество, учебное взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, создание нового учебного продукта. Представлены эмпирические данные об оценках студентами эффективности модели смешанного обучения на базе образовательного портала. Выявлены основные трудности применения технологии смешанного обучения: высокая трудоемкость разработки образовательного контента для электронных курсов и недостаточно высокий уровень информационной компетентности преподавателей.

Ключевые слова:
организация учебного процесса, информационно-образовательная среда, информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования, электронные образовательные ресурсы, смешанное обучение, образовательный портал.
Текст

Работа выполнена в соответствии с грантом по проекту сети Центров технологической поддержки образования г. Москвы.

Актуальность. Стремительный рост темпов и объема информации, развитие научно-технического прогресса активизируют процессы информатизации профессионального образования, формирования информационно-образовательного пространства, способствующего созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей социума [8, с. 24]. Требования общества к качеству подготовки выпускников системы профессионального образования постоянно растут. В компетентностном формате они отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах и Профессиональных стандартах. В современной парадигме профессионального образования компетентностный подход занял прочные позиции [4; 10; 11]. Однако в настоящее время традиционная образовательная среда уже не способна в должной мере обеспечить формирование у обучающихся требуемых компетенций. В большей степени это относится к системе профессионального образования, содержание которого наиболее восприимчиво к технологическим инновациям. В связи с этим приобретают особую актуальность исследования, направленные на совершенствование организации учебного процесса в условиях информатизации профессионального образования. Проблема. Различные аспекты информатизации образования — разработки электронных образовательных ресурсов, определения дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), формирования информационной компетентности, использования распределенного информационного ресурса глобальной сети, создания эффективных моделей дистанционного обучения с применением цифровых технологий и т.д. исследуются в работах А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, А.В. Гущина, В.А. Касторновой, О.А. Козлова, Г.А. Кручининой, М.В. Кручинина, М.В. Лапенок, М.П. Лапчика, Е.Б. Михайловой, И.Ш. Мухаметзянова, О.В. Насс, Я.М. Нейматова, Н.И. Пака, Е.С. Полат, В.А. Поляковой, И.В. Роберт, П.И. Самойленко, В.И. Солдаткина, А.Н. Тихонова, А.В. Хуторского, Т.Ш. Шихнабиевой и др. Многие исследования направлены на поиск возможностей оптимизации учебного процесса посредством применения ИКТ в рамках реализации компетентностного подхода, в то время как личностно ориентированный (или студентоцентрированный) подход зачастую уходит на второй план. Проблема исследования заключается в поиске инновационных подходов к организации учебного процесса в информационно-образовательной среде, способствующих интеграции интересов общества, в частности работодателей, в подготовке высококвалифицированных, компетентных кадров и интересов личности, получающей профессиональное образование, стремящейся к самореализации в профессиональной деятельности. Методика исследования. Исследование эффективных подходов к организации учебного процесса осуществлялось в условиях информационно-образовательной среды ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева». Информационно-образовательная среда вуза включает в себя совокупность программно-аппаратных средств (сайт, образовательный портал, электронные образовательные ресурсы), организационного и методического обеспечения, создающих оптимальные условия для осуществления дидактического взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Информационно-образовательная среда заключает в себе широкие дидактические возможности сочетания применения (как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн) компьютерной техники, средств визуализации и мультимедийного содержания, интерактивности обучения. Такой подход изменяет возможности взаимодействия участников образовательного процесса, которое становится «субъект-субъектным», т.е. в новой образовательной среде возникает интерактивность со стороны каждого субъекта системы [9; 13]. При этом интерактивными субъектами взаимодействия в таком учебном процессе являются не только преподаватель и студент, но и интерактивный электронный образовательный ресурс.

Список литературы

1. Веревкина Е.Ю. Новые зарубежные технологии в обучении: смешанное обучение [Текст] / Е.Ю. Веревкина, Д.А. Кизогян, Д.А. Фалалеева, М.П. Щербатых, В.В. Яценко // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 9. — С. 90–94.

2. Гараев И.М. Структурные особенности и рекомендации по использованию смешанной модели обучения «Перевернутый класс» [Электронный ресурс] / И.М. Гараев, Т.Н. Варфоломеева // Современная педагогика. — 2017. — № 2. — URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6731/

3. Давыдова Н.Н. Профессиональное самообразование педагогов инновационно-активных образовательных организаций с помощью электронных и кадровых ресурсов научно-образовательной сети (Проект деятельности экспериментальной площадки) [Текст] / Н.Н. Давыдова, А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2017. — № 4. — С. 18–23.

4. Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания) [Текст]: коллективная монография. — М.: МИОО, 2015. — 393 с.

5. Козленкова Е.Н. Представления преподавателей образовательных учреждений об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Е.Н. Козленкова, А.С. Карева // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. — 2011. — № 4. — С. 80–83.

6. Кубрушко П.Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / П.Ф. Кубрушко. — Екатеринбург, 2002. — 317 с.

7. Полякова В.А. Непрерывная подготовка профессорско-преподавательского состава вуза в области использования информационных и коммуникационных технологий [Текст] / В.А. Полякова, О.А. Козлов // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2016. — № 5. — С. 216–227.

8. Роберт И.В. Информационно-образовательное пространство [Текст] / И.В. Роберт, И.Ш. Мухаметзянов, В.А. Касторнова. — М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. — 92 с.

9. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Текст]: монография / И.В. Роберт. — 3-е изд. — М.: ИИО РАО, 2010. — 356 с.

10. Шингарева М.В. Компетентностно ориентированная задача как интегративная дидактическая единица учебного процесса в вузе [Текст] / М.В. Шингарева, А.Н. Скороходов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. — 2013. — № 4. — С. 107–110.

11. Шишов С.Е. Проблема формирования компетенций методическими средствами в процессе обучения [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.В. Бухтеева // Вестник РМАТ. — 2014. — № 1. — С. 73–78.

12. Prensky M. The World Needs a New Curriculum. Retrieved August 1, 2018. URL: http://marcprensky.com/wp-contentuploads/2013/05/Prensky-5-The-World_Needs_a_New_Curriculumpdf/

13. Shishov S., Rabadanova R., Artemyeva S., Tonoyan H., Mezhina A. Implementation of Interaction Principle in Teaching Pedagogical Subjects in University // Espacios. 2018. Vol. 39, No. 21. Р. 30.

Войти или Создать
* Забыли пароль?