Moskva, Moscow, Russian Federation
Education Committee State Duma of the Russian Federation ( Member of the Expert Council in general education)
Russian Federation
The all-Russian Olympiad of schoolchildren is diff erent from all the intellectual contests in a multistage (from the school until the fi nal stages), in the inclusiveness of pupils with 5 to 11 grades, and for mathematics and the Russian language, grade 4, in duration in time throughout the academic year (from September till May) and in the continuity of the results of each stage of the “Olympic lift”. Each stage of the Olympiad plays an important role in the fate of the participants, has its own characteristics and requires all organizers of the All-Russian Olympiad of schoolchildren to increase the responsibility and utmost clarity, legitimacy and coherence in all actions and decisions. Each stage is considered from the following positions: The specifi c organization. Regulations. Methodological support (development tasks, criteria and methodology of evaluation of contest works). Check the contest works, analyze their implementation, the display of works of appeal. The organization of each competition is based on the Procedure of holding the all-Russian Olympiad of schoolchildren [1].
gifted children, Olympiads, General education, Olympic lift.
Введение
История развития Всероссийской олимпиады школьников уходит в XIX в. Становление олимпиадного движения как ежегодного значимого для школ страны мероприятия определило его уникальную структуру как систему олимпиад по школьным предметам, которая сформировалась в период развития общего образования в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации. Изначально не было предусмотрено школьного этапа, олимпиадой были охвачены ученики в основном специализированных школ и лицеев, но при этом интерес к олимпиаде со стороны школ и детей постоянно возрастал. До 2004 г. у победителей и призеров не было льгот; они на общих основаниях поступали в университеты. С 2004 г. произошло системное изменение в организации Всероссийской олимпиады школьников, которое проведено Минобрнауки России. Пристальное внимание Правительства и Президента России к этому движению легло в основу мероприятий по развитию одаренных школьников и нашло отражение в расширении перечня предметов олимпиады и целевой грантовой поддержке победителей и призеров ВсОШ. Была проведена большая работа для охвата этапами ВсОШ всех субъектов Российской Федерации и нормативного обеспечения вертикали организационной структуры ВсОШ, гарантирующей каждому участнику движение вперед на основе его результатов — олимпийский лифт. Эта системообразующая вертикаль ВсОШ начала воплощаться в жизнь поэтапно на всей территории страны. Победители и призеры заключительного этапа (финала) ВсОШ получили право поступления в университеты страны без экзаменов, поддерживались до 2016 г. премией Президента России, а сейчас получают стипендию Президента России. Впервые с 2004 г. было принято решение финансировании ВсОШ из федерального бюджета, что предполагало проведение ежегодного тендера для определения Федерального оператора проекта. С 2005 по 2017 г. право быть федеральным оператором ВсОШ подтверждала ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (Академия). За 13 лет работы оператором ВсОШ по проведению Всероссийской олимпиады школьников коллективами ученых Центральных предметно-методических комиссий ВсОШ и Центрального оргкомитета ВсОШ под руководством Минобрнауки России [1] были изданы нормативные документы, которые позволили сформировать правовое поле олимпиады на территории России и обеспечить системное проведение ВсОШ по 24 школьным предметам, охватив таким образом все предметы общего образования и все общеобразовательные организации во всех субъектах Российской Федерации. Олимпиада вошла в каждую школу России через ежегодно организуемый школьный этап для более 7 млн школьников и обеспечила их продвижение в объективной и прозрачной конкурентной среде на протяжении обучения в школе до финала олимпиады. Таким образом, за годы развития (с 2004 по 2017 г.) олимпиадного движения произошло становление олимпийского лифта как одной из самых массовых моделей образовательного социального лифта для всех школьников России по каждому общеобразовательному предмету.
1. Ofitsial’nyy Internet- resurs Minobrnauki Rossii, Proekty [The official Internet resource of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Projects]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/
2. Kontseptsiya obshchenatsional’noy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov i kompleks mer po ee realizatsii, utverzhdennoy Prezidentom Rossiyskoy Federatsii D.A. Medvedevym 3 aprelya 2012 g. [Th e concept of a nationwide system for identifying and developing young talents and a set of measures for its implementation, approved by President of the Russian Federation D.A. Medvedev April 3, 2012].
3. Poryadok provedeniya Vserossiyskoy olimpiady shkol’nikov. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 18.11.2013 № 1252 s izmeneniyami ot 17.03.2015 № 249, ot 17.12.2015 № 1488 [Th e order of the All-Russian Olympiad of schoolchildren. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 11/18/2013 No. 1252 with amendments dated March 17, 2015 No. 249, dated December 17, 2015 No. 1488].
4. Metodicheskiy sayt Vserossiyskoy olimpiady shkol’nikov (tekushchaya versiya) [Methodical site of the All-Russian School Olympiad (current version)]. Available at: http://olymp.apkpro.ru/