Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article deals with the problem related to the lack of readiness of a primary school teacher to carry out pedagogically expedient supervising and evaluating activities. Particular attention is paid to the position of the student as a subject of educational activity and a member of the educational team, the formation of such important student qualities as self-control and self-esteem.
control and assessment activities in the modern primary school; grade and mark; formation of student self-control and self-assessment; strategy and tactics for monitoring and evaluating learning outcomes; younger schoolchild as a subject of control and appraisal activities.
Проблема оценивания в начальной школе многие десятилетия остается дискуссионной. Педагогическая общественность, психологи, физиологи, родители время от времени возвращаются к обсуждению вопросов, связанных с последствиями разных форм оценочной деятельности в начальной школе:
•• почему дети испытывают страх перед оценкой учителя;
•• как младший школьник воспринимает отметку;
•• какое влияние оказывает отметка на мотивацию к учению, отношение ребенка к школе;
••какой должна быть система оценивания, чтобы она способствовала успешному обучению, формированию самоконтроля и самооценки ученика.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исполнилось двадцать лет с того дня, когда в 1998 г. Министерство образования РФ выпустило Методическое письмо, где детально прописывалась стратегия и тактика контроля и оценивания на первой ступени школы [4]. В последующие годы рекомендации, изложенные в данном Методическом письме, неоднократно повторялись в документах министерства. Особенно актуальными оказались прогрессивные идеи организации контроля и оценки результатов обучения младших школьников, в числе которых были следующие:
1. Цель контролирующей и оценочной деятельности учителя – прежде всего, установить динамику продвижения обучающегося, зафиксировать его успехи в освоении знаний – умений и в процессе совместной деятельности (учитель + ученик + другие ученики), проанализировать причины возникающих неудач, ошибок и трудностей.
2. Контроль и оценка в начальной школе не должны рассматриваться только как деятельность учителя. Приоритетной целью начального образования становится формирование самоконтроля и самооценки ученика.
В этом случае очевидно непосредственное участие младшего школьника в контрольно-оценочной деятельности в качестве ее активного субъекта. Так, в Методическом письме предлагается уйти от исправления учителем допущенных ошибок: педагог лишь подчеркивает место, где была совершена ошибка.
3. Учителю необходимо понимать, что отметкой оценивается только результат деятельности школьника. Всё, что относится к процессу, подлежит словесной оценке, то есть анализу прилежания учащегося, сформированности у него навыков деятельности.
Отсюда следует, что снижать отметку за работу, если в ней есть исправления, организационные недосмотры (например, забыл ученик записать ответ), с педагогической точки зрения, неправильно. Организационная сторона деятельности не входит в непосредственный результат работы и не может оцениваться отметкой. Если учитель все же хочет дать оценку прилежанию ученика, то отметку за его работу следует представлять в виде дроби, в которой числитель – это результат деятельности, а знаменатель – ее процесс. Причем отметка за результат идет в журнал, а вся дробь – в дневник. Таким образом, учитель получает объективные сведения об учебных успехах учащегося и о его прилежании, то есть о сформированности некоторых качеств организации деятельности.
1. Boykina M.V., Glagoleva Yu.I. Kontrol’ i otsenka rezul’tatov obucheniya v nachal’noy shkole [Monitoring and evaluation of learning outcomes in primary school]. St. Petersburg, Karo Publ., 2016. 128 p.
2. Vorontsov A.B. Pedagogicheskaya tekhnologiya kontrolya i otsenki uchebnoy deyatel’nosti [Pedagogical technology monitoring and evaluation of educational activities]. Moscow, Izdatel’ Rasskazov A.I. Publ., 2002. 304 p.
3. Itogovaya attestatsiya vypusknikov nachal’noy shkoly: Kompleksnaya rabota [Final certification of elementary school graduates: Complex work]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 75 p.
4. Kontrol’ i otsenka rezul’tatov obucheniya v nachal’noy shkole. Metodicheskoe pis’mo Ministerstva obshchego i professional’nogo obrazovaniya RF ot 19.11.98 № 1561/14–15 [Monitoring and evaluation of learning outcomes in elementary school / Methodological letter of the Ministry of General and Vocational Education of the Russian Federation of November 19, 1998 No. 1561 / 14–15]. Sayt Elektronnogo fonda pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii «Konsortsium Kodeks» [Website of the Electronic Fund of Legal and Regulatory-Technical Documentation Consortium Code]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901758698 (accessed 28 September 2018).
5. Kuznetsova M.I. Sistema kontrolya i otsenki obrazovatel’nykh dostizheniy mladshikh shkol’nikov v sovremennoy nachal’noy shkole [The system of monitoring and evaluation of the educational achievements of younger schoolchildren in a modern primary school]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 424 p.
6. Tsukerman G.A. Otsenka bez otmetki [Score without mark]. Moscow; Riga, Eksperiment Publ., 1999. 134 p.