TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO WRITE ESSAYS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the practical experience of aneducator teaching younger schoolchildren to write compositions based on the use of activity-type technologies within the system of textbooks “Elementary School of the XXI Century”. The author examines the sequence of stages in the formation of younger schoolchildren’s ability to compose various creative texts. It emphasizes the contribution of various subjects of primary school to the development of children’s ability to fantasize and compose.

Keywords:
younger schoolchild; composition; teaching methods; stages of forming skills to compose different creative texts; disclosure of the creative potential of students.
Text

Составление кластера
Прием «Составление кластера» помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Например, для сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег» учащиеся составляют кластер ключевых слов, представленный на рисунке (см. с. 32). Прием составления кластера может применяться на любом из этапов работы над написанием сочинения:
1) при определении мотива написания текста дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Прием служит активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их мотивацию к размышлению до начала изучения темы;
2) в период осмысления текста использование кластера позволяет структурировать учебный материал;
3) на стадии рефлексии кластер выполняет функцию систематизации полученных знаний.
В процессе этой работы формируются и развиваются следующие умения:
1) выделять главное;
2) ставить вопросы;
3) устанавливать причинно-следственные связи;
4) переходить от частного к общему, понимая проблему в целом;
5) сравнивать и анализировать;
6) проводить аналогии. 

Работа по вопросам
Среди учащихся четвертых классов стало популярным заполнение анкет по заранее совместно обсужденным вопросам для написания сочинения «Мой лучший друг», например:
– Как зовут твоего друга?
– Как он выглядит (высокий, низкий, худенький, мощный, голубоглазый, с карими глазами и т.д.)?
– Какое у твоего друга хобби?
– Какие общие интересы вас связывают?
– Как вы любите проводить время?
Работа над лексическим значением слова на основе словарика настроений и отношений и написание сочинения о своем друге могут оказать помощь классному руководителю в составлении социального портрета учащихся класса. Учителю необходимо дать понять школьникам важность такой работы. Перед учениками ставится задача найти в каждом своем товарище только положительные черты характера, затем лист с описаниями качеств характера учащихся помещается в классный уголок. На основании собственного педагогического опыта могу утверждать, что самооценка неуверенных в себе детей при этом поднимается.

References

1. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir: metodika obucheniya: 1–4 klassy [The world around us: the method of teaching: 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2005. 240 p.

2. Ivanov S.V., Evdokimova A.O., Kuznetsova M.I. Russkiy yazyk: uchebniki dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh organizatsiy. 1–4 klassy [Russian language: textbooks for students of general education organizations. 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2016.

3. Ivanov S.V., Kuznetsova M.I., Evdokimova A.O. Russkiy yazyk: programma, planirovanie, kontrol’. 1–4 klassy [Russian language: program, planning, control. 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 384 p.

4. Ladyzhenskaya T.A. Svyaznaya rech’ [Connected speech]. Metodika razvitiya rechi na urokakh russkogo yazyka: kniga dlya uchitelya [The Technique of Speech Development in Russian Language Lessons: A Book for Teachers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1980, pp. 189–235.

5. Rozhdestvenskiy N.S. K probleme razvitiya rechi [To the problem of development of speech]. Rechevoe razvitie mladshikh shkol’nikov [Speech development of junior schoolchildren]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1970, pp. 5–25.

6. Sbornik programm k komplektu uchebnikov «Nachal’naya shkola XXI veka» [Collection of programs for a set of textbooks “Elementary School XXI century”]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2008, pp. 28–45.

7. Sreznevskiy I.I. Ob izuchenii rodnogo yazyka voobshche i osobenno v detskom vozraste [On the study of the native language in general and especially in childhood]. Moscow, Krasand Publ., 2010. 120 p.

8. Uzorova O., Nefedova E. Kak nauchit’ rebenka pisat’ sochineniya po kartinkam [How to teach a child to write essays on pictures]. Moscow, AST Publ., Astrel’ Publ., 2002. 273 p.

9. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 31 p.

Login or Create
* Forgot password?