Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье раскрывается практический опыт педагога, обучающего младших школьников писать сочинения на основе использования технологий деятельностного типа в рамках системы учебников «Начальная школа XXI века». Автор рассматривает последовательность этапов формирования у младших школьников умения составлять различные творческие тексты. Подчеркивается вклад разных предметов начальной школы в становление способности детей фантазировать и сочинять.
младший школьник; сочинение; методика обучения; этапы формирования умений составлять разные творческие тексты; раскрытие творческого потенциала учащихся.
Составление кластера
Прием «Составление кластера» помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Например, для сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег» учащиеся составляют кластер ключевых слов, представленный на рисунке (см. с. 32). Прием составления кластера может применяться на любом из этапов работы над написанием сочинения:
1) при определении мотива написания текста дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Прием служит активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их мотивацию к размышлению до начала изучения темы;
2) в период осмысления текста использование кластера позволяет структурировать учебный материал;
3) на стадии рефлексии кластер выполняет функцию систематизации полученных знаний.
В процессе этой работы формируются и развиваются следующие умения:
1) выделять главное;
2) ставить вопросы;
3) устанавливать причинно-следственные связи;
4) переходить от частного к общему, понимая проблему в целом;
5) сравнивать и анализировать;
6) проводить аналогии.
Работа по вопросам
Среди учащихся четвертых классов стало популярным заполнение анкет по заранее совместно обсужденным вопросам для написания сочинения «Мой лучший друг», например:
– Как зовут твоего друга?
– Как он выглядит (высокий, низкий, худенький, мощный, голубоглазый, с карими глазами и т.д.)?
– Какое у твоего друга хобби?
– Какие общие интересы вас связывают?
– Как вы любите проводить время?
Работа над лексическим значением слова на основе словарика настроений и отношений и написание сочинения о своем друге могут оказать помощь классному руководителю в составлении социального портрета учащихся класса. Учителю необходимо дать понять школьникам важность такой работы. Перед учениками ставится задача найти в каждом своем товарище только положительные черты характера, затем лист с описаниями качеств характера учащихся помещается в классный уголок. На основании собственного педагогического опыта могу утверждать, что самооценка неуверенных в себе детей при этом поднимается.
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1–4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 с.
2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: учебники для учащихся общеобразовательных организаций. 1–4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык: программа, планирование, контроль. 1–4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 384 с.
4. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя: сб. статей. — М.: Просвещение, 1980. — С. 189–235.
5. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи / сб. статей: Речевое развитие младших школьников. — М.: Просвещение, 1970. — С. 5–25.
6. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». — 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2008. — С. 28–45.
7. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. — М.: Красанд, 2010. — 120 с.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Как научить ребёнка писать сочинения по картинкам — М.: АСТ : Астрель, 2002. — 273 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.