The article deals with the historical background and develop ment stages of the methodology of marketing information systems. It investigates the use of modern information technology in marketing. Also the article summarizes the characteristics of information and marketing centers, industry marketing information systems, geographic marketing information systems, marketing automation, customer relationship management systems, interactive voice services, technologies for monitoring social networks.
Internet, marketing information systems, marketing automation, CRM-systems, IVR-systems, social networks.
В настоящее время главным направлением перестройки бизнес-процессов, осуществляемых предприятиями, стало их приспособление к современным условиям информационного общества путем широкого использования новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий.
Возникновение и формирование информационного общества явились результатом глобального процесса информатизации, охватившей все сферы социально-экономических отношений. Под информатизацией общества принято понимать глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Маркетинговая информация в настоящее время рассматривается как ресурс, необходимый для сохранения устойчивых конкурентных преимуществ. Получение, систематизация, оценка и использование в производственной деятельности маркетинговой информации, характеризующей состояние и тенденции развития внешней среды, являются наиболее надежной основой для принятия решений, связанных с управлением современными предприятиями.
Помимо экзогенных (внешних по отношению к предприятию) факторов, определяющих развитие процессов и явлений вокруг предприятия, существуют также эндогенные (внутренние) факторы, учет которых также необходим для управления сложными производственными системами в условиях рынка.
1. Mkhitaryan S.V. Marketingovaya informatsionnaya sistema. M.: Eksmo, 2006. 336 s.
2. Kotler P. A Design for the Firm’s Marketing Nerve Center. Business Horizons 9. 1966. P. 63–74.
3. Cox D.F., Good R.E. How to Build a Marketing Information System. Harvard Business Review. 1967. May-June. P. 145–154.
4. Perekalina N.S., Kazakov S.P., Rozhkov I.V. Produktovye i protsessnye innovatsii v marketinge: Monografiya. M.: RIOR: INFRA-M, 2013. 250 s. (Nauka i praktika).
5. Kotler F., Kartadzhayya Kh., Setiavan A. Marketing 3.0. Ot produktov k potrebitelyam i dalee — k chelovecheskoy dushe / Per. s angl. A. Zayakina. M.: Al'pina Biznes Buks, 2012. 240 s.
6. Rozhkov I.V. Metodologiya marketingovykh informatsionnykh sistem predpriyatiy malogo i srednego biznesa. Proekty pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii: ekonomicheskie vozmozhnosti realizatsii. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva. M.: MATI, 2006.
7. Semiletov S.I., Slavin O.A. O nekotorykh aspektakh sozdaniya Mezhgosudarstvennogo informatsionno-marketingovogo tsentra seti informatsionno-marketingovykh tsentrov gosudarstv — uchastnikov SNG. Trudy ISA RAN. 2005. T. 15.
8. Ofitsial'nyy sayt otraslevoy marketingovoy informatsionnoy sistemy v turizme. URL: http://www.tourmis.info/index_e.html.
9. Ofitsial'nyy sayt OOO «Tsentr prostranstvennykh issledovaniy». URL: http://www.geointellect.com/index.html.
10. Rozhkov I.V. Sostoyanie rynka programmnogo obespecheniya avtomatizatsii marketingovoy deyatel'nosti. Upravlencheskie nauki. 2012. № 1 (2). S. 98–105.
11. Rankings of Best Marketing Automation Software. February 2012. URL: http://www.topseos.com/rankings-of-best-marketing-automation-software.
12. Konsul'tantskiy minimum. Sekret firmy. 2012. № 11. S. 42–46.
13. Rossiyskie sistemy monitoringa sotsial'nykh setey. URL: http://cossa.ru/articles/149/17590/.