Kaliningrad, Russian Federation
Russian Federation
The article deals with the issues related to the independent educational activity of bachelor studentsmajoring in Linguistics, namely, the pedagogical conditions for self-study(learner autonomy and autonomous/ self-directed learning), academic competence, the creation of student centered programs, accounting of the components of educational autonomy. In addition, a review of the scientific literature on the phenomenon under study is also being conducted.
self-study, personality-oriented approach, academic competence, degrees and phases of learner autonomy.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Лингвистика». В структуре основной образовательной программы бакалавриата отмечается, что бакалавр должен владеть навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля. Примерная Программа строится с учетом нескольких педагогических и методических принципов, среди которых одним из основополагающих является принцип автономии студентов, который, в свою очередь, реализуется открытостью информации для студентов о структуре курса, требованиях к выполнению заданий, содержании контроля и критериях оценивания разных видов работы, а также о возможностях использования системы дополнительного образования для корректировки индивидуальной траектории учебного развития. С данной точки зрения образование рассматривается не как получение транслируемых знаний за единицу времени, а как процесс созидания и процесс развития субъектности личности. При этом цель развивающего образования — формирование субъектности обучаемого как способности самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, ответственно и квалифицированно принимать решения, касающиеся собственного учения, брать на себя ответственность за результат учебной деятельности [2, с. 15]. Самостоятельность, автономия учащегося в учебной деятельности имеет как внешние проявления (определенные учебные стратегии, действия), так и внутренние процессы, протекающие параллельно с учебными действиями, — это процессы осознания, отражения самого себя в деятельности, «рефлексивной саморегуляции». При этом учащийся «выступает для самого себя и как объект управления…и как субъект управления, планирующий, организующий и контролирующий свои исполнительные действия», он «принимает функции учителя на себя» [3]. Следовательно, формирование автономии учащегося в учебной деятельности как способности осознавать себя в качестве субъекта деятельности непосредственно связано с развитием его способности отражать / рефлексировать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образования на этой основе индивидуального опыта [4]. В контексте личностно ориентированного подхода к обучению иностранным языкам и практике преподавания выделяется концепция автономии / автономности учащегося и автономного / самоуправляемого обучения (learner autonomy and autonomous / self-directed learning). Основная идея данной концепции заключается в том, что достижение автономии означает желание и способность учащегося брать на себя управление своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком: учащийся решает, что он хочет изучать и как он хочет это делать, и берет на себя ответственность за принятие и выполнение данных решений [6].
1. Anikina Zh.S., Agafonova L.I. Razvitie uchebnoy avtonomii pri obuchenii inostrannomu yazyku: k istorii voprosa v zarubezhnoy pedagogike // Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta. № 4. 2009. S. 23–27.
2. Bim I.L. Lichnostno-orientirovannyy podkhod osnovnaya strategiya obnovleniya shkoly// Inostrannye yazyki v shkole. 2002. № 2. S. 11–15.
3. Verbitskiy A.A. Samostoyatel’naya rabota studentov: problemy, opyt / A.A. Verbitskiy i dr. // Vysshee obrazovanie v Rossii, 1995. № 2. S. 92–106.
4. Vinokurova O.A. Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka studentov kak uslovie aktualizatsii u nikh potrebnosti v professional’nom samosovershenstvovanii: avtoref. dis. . kand. ped. nauk ; Khabar, gos. ped. un-t. Khabarovsk, 1999. 26 s.
5. Grishin V.N. Organizatsiya samostoyatel’noy raboty studentov v protsesse gruppovogo vzaimodeystviya: avtoref. dis. kand. ped. nauk; Elets.gos. ped. in-t. Elets, 2000. — 16 s.
6. Demidova I.A. Sredovyy podkhod kak effektivnyy sposob obucheniya studentov angliyskomu yazyku // Kommunikatsiya kak predmet mezhdistsiplinarnyy issledovaniy: sb. nauch. tr.: v 2ch. / pod red. S.S.Vaulinoy. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta. 2012. Ch. 2. S. 184–185.
7. Demidova I.A., Smeshannoe obuchenie kak neobkhodimoe uslovie akademicheskoy mobil’nosti studentov neyazykovykh VUZov // Razvitie Rossiyskoy sistemy gosudarstvennogo upravleniya: realii sovremennosti, tendentsii, perspektivy: materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23–25 oktyabrya 2017 g.) / Sost. Mishutkina I.V. Kaliningrad: iz-vo “Aksios”. 2017. S. 50–51.
8. Luksha I.V. Yazykovaya laboratoriya kak sredstvo optimizatsii uchebnoy avtonomii v mul’timediynom professional’no orientirovannom kontekste : na primere fakul’teta inostrannykh yazykov pedagogicheskogo vuza: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.02. Tomsk, 2008. 239 s.
9. Nasonova E.A. Razvitie uchebnoy avtonomii studentov neyazykovykh VUZov pri obuchenii inoyazychnomu obshcheniyu // Vestnik gumanitarnogo fakul’teta IGKhTU-2009. № 3. S. 318–322.
10. Rozhkova O.E.Ispol’zovanie tandem-metoda dlya razvitiya inoyazychnykh navykov studentov na osnove mezhdunarodnogo proekta «SEAGULL»Razvitie rossiyskoy sistemy gosudarstvennogo upravleniya: realii sovremennosti, tendentsii, perspektivy Sbornik nauchnykh trudov II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 23–25 oktyabrya 2017 g. Rossiyskaya akademiya narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby. Kaliningrad: Izd-vo RANKhiGS, 2017. S. 81–83.
11. Solovova E.H. Avtonomiya uchashchikhsya kak osnova razvitiya sovremennogo nepreryvnogo obrazovaniya lichnosti// Inostrannye yazyki v shkole. 2004. № 3. S. 41–44.
12. Ternovykh T.Yu. Metodika formirovaniya strategiy avtonomnoy uchebnoy deyatel’nosti u studentov–pervokursnikov v rabote s inoyazychnym tekstom (yazykovoy fakul’tet, nemetskiy yazyk): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. M., 2010. S. 18.
13. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning / H. Holec. Oxford: Pergamon, 1981. 87 p.
14. Little D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues, and Problems. Dublin, 1991. 175 p.