Калининград, Россия
Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с самостоятельной учебной деятельностью студентов-бакалавров лингвистического направления, а именно, педагогические условия самообучения, учебной компетенции, создание личностно ориентированных программ с учетом компонентов учебной автономии. Кроме того, проводится обзор научной литературы по исследуемому явлению.
самообучение, личностно ориентированный подход, учебная компетенция, степени и фазы учебной автономии.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Лингвистика». В структуре основной образовательной программы бакалавриата отмечается, что бакалавр должен владеть навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля. Примерная Программа строится с учетом нескольких педагогических и методических принципов, среди которых одним из основополагающих является принцип автономии студентов, который, в свою очередь, реализуется открытостью информации для студентов о структуре курса, требованиях к выполнению заданий, содержании контроля и критериях оценивания разных видов работы, а также о возможностях использования системы дополнительного образования для корректировки индивидуальной траектории учебного развития. С данной точки зрения образование рассматривается не как получение транслируемых знаний за единицу времени, а как процесс созидания и процесс развития субъектности личности. При этом цель развивающего образования — формирование субъектности обучаемого как способности самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, ответственно и квалифицированно принимать решения, касающиеся собственного учения, брать на себя ответственность за результат учебной деятельности [2, с. 15]. Самостоятельность, автономия учащегося в учебной деятельности имеет как внешние проявления (определенные учебные стратегии, действия), так и внутренние процессы, протекающие параллельно с учебными действиями, — это процессы осознания, отражения самого себя в деятельности, «рефлексивной саморегуляции». При этом учащийся «выступает для самого себя и как объект управления…и как субъект управления, планирующий, организующий и контролирующий свои исполнительные действия», он «принимает функции учителя на себя» [3]. Следовательно, формирование автономии учащегося в учебной деятельности как способности осознавать себя в качестве субъекта деятельности непосредственно связано с развитием его способности отражать / рефлексировать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образования на этой основе индивидуального опыта [4]. В контексте личностно ориентированного подхода к обучению иностранным языкам и практике преподавания выделяется концепция автономии / автономности учащегося и автономного / самоуправляемого обучения (learner autonomy and autonomous / self-directed learning). Основная идея данной концепции заключается в том, что достижение автономии означает желание и способность учащегося брать на себя управление своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком: учащийся решает, что он хочет изучать и как он хочет это делать, и берет на себя ответственность за принятие и выполнение данных решений [6].
1. Аникина Ж.С. Развитие учебной автономии при обучении иностранному языку: к истории вопроса в зарубежной педагогике [Текст] / Ж.С. Аникина, Л.И. Агафонова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. — 2009. — № 4. — С. 23–27.
2. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход основная стратегия обновления школы [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11–15.
3. Вербицкий A.A. Самостоятельная работа студентов: проблемы, опыт [Текст] / A.A. Вербицкий [и др.] // Высшее образование в России. — 1995. — № 2. — С. 92–106.
4. Винокурова O.A. Психолого-педагогическая подготовка студентов как условие актуализации у них потребности в профессиональном самосовершенствовании [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / O.A. Винокурова. — Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 1999. — 26 с.
5. Гришин В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н. Гришин. — Елец: Изд-во Елец. гос. пед. ин-та, 2000. — 16 с.
6. Демидова И.А. Средовый подход как эффективный способ обучения студентов английскому языку [Текст] / И.А. Демидова // Коммуникация как предмет междисциплинарный исследований: сб. науч. тр.: в 2 ч. / под ред. С.С. Ваулиной. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. — Ч. 2. — С. 184–185.
7. Демидова И.А. Смешанное обучение как необходимое условие академической мобильности студентов неязыковых вузов [Текст] / И.А. Демидова // Развитие Российской системы государственного управления: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы II международной научно-практической конференции (23–25 октября 2017 г.) / Сост. И.В. Мишуткина. — Калининград: Аксиос, 2017. — С. 50–51.
8. Лукша И.В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально ориентированном контексте: на примере факультета иностранных языков педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.В. Лукша. — Томск, 2008. — 239 с.
9. Насонова Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых ВУЗов при обучении иноязычному общению [Текст] / Е.А. Насонова // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. — 2009. — № 3. — С. 318–322.
10. Рожкова О.Е. Использование тандем-метода для развития иноязычных навыков студентов на основе международного проекта «SEAGULL». Развитие российской системы государственного управления: реалии современности, тенденции, перспективы [Текст] / О.Е. Рожкова // Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции 23–25 октября 2017 г. — Калининград: Изд-во РАНХиГС, 2017. — С. 81–83.
11. Соловова E.H. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности [Текст] / E.H. Соловова // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 3. — С. 41–44.
12. Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.Ю. Терновых. — M., 2010. — С. 18.
13. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981. 87 p.
14. Little D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues, and Problems. Dublin, 1991. 175 p.