Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the changes in the processes of formation of the news information picture of the readership at the beginning of the XXI century. The stages of development of media communications on the Internet, caused by the emergence of new information channels, have been identified. At the first stage, up to 2005, the actively developing online media formed the information field. After 2005, the blogosphere is added to the media, the informational picture begins to be influenced by the phenomenon of “people’s journalism”. After 2010, social networks are included in the distribution of media products. Since 2017, the distribution, and then the production of news content is moved to instant messengers.

Keywords:
mass media, online media, blogging, social media, messenger.
Text

Развитие средств коммуникаций в последнее десятилетие XX в. и в первые десятилетия XXI в. принципиально изменило способы формирования информационной картины у аудитории. Повсеместное распространение электронных устройств, служащих одновременно и средствами передачи сообщений, и средствами получения фактически неограниченного объема информации, отобрало монополию на новостное информирование не только у традиционных печатных СМИ, но и у их электронных версий и даже у самостоятельных зарегистрированных интернет-СМИ. Одним из следствий массовизации достижений технологического прогресса стали феномены «народной журналистики» и «социальных медиа». 1998–2005 гг. Появление и рост онлайновых СМИ Интернет-СМИ регистрируются в России с 1991 г., а заметным их присутствие становится в конце 1990-х. Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК). Агентство было создано в 1993 г. и сначала занималось узкоспециализированной финансовой информацией. С 1996 г. РБК ведет онлайн-трансляции хода торгов на российских площадках, а во время экономического кризиса 1998 г. создает интернет-портал, на котором предоставляет бесплатный доступ к финансовой информации. Это вызывает бум посещений — в октябре-декабре 1998 г. количество заходов на сервер РБК превышает 3 млн [1]. Успех РБК способствовал взрывному росту интереса к онлайновым источникам информации, и с 1999 г. количество ежегодно регистрируемых интернет-СМИ увеличивается с нескольких десятков до нескольких сотен (рис. 1). Весной 1999 г. появляются первые онлайновые газеты «Газета.Ru» (gazeta.ru) и «Лента.ру» (lenta.ru). Созданные российско-израильским стартап-менеджером, блогером, журналистом и общественным деятелем Антоном Носиком как проекты Фонда эффективной политики, они круглосуточно освещали российские и мировые новости и задали общее направление развития интернет-СМИ на годы вперед. Одним из факторов, способствовавшим быстрому развитию онлайн-СМИ, стала не только их высокая оперативность, но и большая открытость для инвесторов и рекламодателей: в отличие от печатной прессы, заявленные тиражи которой не обязательно соответствуют реальным, размер аудитории интернет-СМИ объективно фиксируется счетчиками посещений. При этом можно отследить не только количественные, но и качественные характеристики аудитории, что позволяет анализировать аудиторию без вложения немалых дополнительных средств. Отраслевой отчет ФАПМК за 2005 г. разделяет популярные онлайновые средства массовой информации на три группы: пионеры (rbc.ru, lenta.ru, gazeta.ru), последователи (utro.ru, dni.ru, grani.ru, strana.ru) и сайты традиционных СМИ (izvestia.ru, kp.ru, ng.ru). Средняя суточная аудитория новостных сайтов Рунета (русскоязычной части Интернета) непрерывно растет, и миллион посещений одного новостного ресурса в день становится нормой [3, 2005].

References

1. RBK. Istoriya kompanii. 1998 // Ofitsial’nyy sayt RBK. URL: http://www.rbcholding.ru/history98.shtml/ (data obrashcheniya 25.07.2018).

2. CMI Rossii v 2016. Analiz dannykh za 25 let // Platforma MediaDigger. URL: http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (data obrashcheniya 25.07.2018).

3. Rossiyskiy rynok periodicheskoy pechati. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya. 2005–2018 gody // Otraslevye doklady Federal’nogo agentstva po pechati i massovym kommunikatsiyam. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018.html/ (data obrashcheniya 08.07.2018).

4. Blogosfera rossiyskogo interneta // Informatsionnyy byulleten’ Yandex, osen’ 2006. URL: https://web.archive.org/web/20061116162903/ http://company.yandex.ru/articles/yandex_on_blogosphere_autumn_2006.pdf/ (data obrashcheniya 27.07.2018).

5. Obzor blogosfery za 2008 god // Lenta.ru, 31.12.2008. URL: https://lenta.ru/articles/2008/12/31/finalblogs/ (data obrashcheniya 28.07.2018).

6. Luchshie blogi 2009 goda // programma «Vesti», telekanal «Rossiya 24», 03.01.2010. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=334268/ (data obrashcheniya 28.07.2018).

7. Blogosfera Runeta // Po dannym Poiska po blogam Yandeksa, vesna 2009. URL: https://cache-mskm906.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf/ (data obrashcheniya 27.07.2018).

8. Statistika sotsial’nykh setey // Sistema monitoringa i analiza sotsial’nykh media i SMI BrandAnalytics, iyun’ 2018. URL: https://br-analytics.ru/statistics/author?hub_id=16048&date=201806&country_id=20&period_type=month/ (data obrashcheniya 28.07.2018).

9. Reyting tsitiruemosti mediaresursov v sotsial’nykh media za 2017 god. «Bitva transformerov» // Sistema monitoringa i analiza sotsial’nykh media i SMI BrandAnalytics. URL: ht tps:// blog.br-analytics.ru/rejting-tsitiruemosti-mediaresursov-2017/(data obrashcheniya 22.07.2018).

Login or Create
* Forgot password?