Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены изменения процессов формирования новостной информационной картины в начале XXI в. Выявлены этапы развития медиакоммуникаций в Интернете, обусловленные появлением новых информационных каналов. Исследован процесс формирования информационного поля до 2005 г. с участием активно развивающихся онлайновых СМИ. Изучен феномен «народной журналистики», с появлением блогосферы начавший оказывать влияние на средства массовой информации после 2005 г. Проанализировано включение социальных сетей в процесс распространения продукции СМИ после 2010 г. Отмечена новая тенденция включения с 2017 г. в распространение, а затем и производство новостного контента мессенджеров.
средства массовой информации, блогосфера, социальные сети, социальные медиа, мессенджер.
Развитие средств коммуникаций в последнее десятилетие XX в. и в первые десятилетия XXI в. принципиально изменило способы формирования информационной картины у аудитории. Повсеместное распространение электронных устройств, служащих одновременно и средствами передачи сообщений, и средствами получения фактически неограниченного объема информации, отобрало монополию на новостное информирование не только у традиционных печатных СМИ, но и у их электронных версий и даже у самостоятельных зарегистрированных интернет-СМИ. Одним из следствий массовизации достижений технологического прогресса стали феномены «народной журналистики» и «социальных медиа». 1998–2005 гг. Появление и рост онлайновых СМИ Интернет-СМИ регистрируются в России с 1991 г., а заметным их присутствие становится в конце 1990-х. Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК). Агентство было создано в 1993 г. и сначала занималось узкоспециализированной финансовой информацией. С 1996 г. РБК ведет онлайн-трансляции хода торгов на российских площадках, а во время экономического кризиса 1998 г. создает интернет-портал, на котором предоставляет бесплатный доступ к финансовой информации. Это вызывает бум посещений — в октябре-декабре 1998 г. количество заходов на сервер РБК превышает 3 млн [1]. Успех РБК способствовал взрывному росту интереса к онлайновым источникам информации, и с 1999 г. количество ежегодно регистрируемых интернет-СМИ увеличивается с нескольких десятков до нескольких сотен (рис. 1). Весной 1999 г. появляются первые онлайновые газеты «Газета.Ru» (gazeta.ru) и «Лента.ру» (lenta.ru). Созданные российско-израильским стартап-менеджером, блогером, журналистом и общественным деятелем Антоном Носиком как проекты Фонда эффективной политики, они круглосуточно освещали российские и мировые новости и задали общее направление развития интернет-СМИ на годы вперед. Одним из факторов, способствовавшим быстрому развитию онлайн-СМИ, стала не только их высокая оперативность, но и большая открытость для инвесторов и рекламодателей: в отличие от печатной прессы, заявленные тиражи которой не обязательно соответствуют реальным, размер аудитории интернет-СМИ объективно фиксируется счетчиками посещений. При этом можно отследить не только количественные, но и качественные характеристики аудитории, что позволяет анализировать аудиторию без вложения немалых дополнительных средств. Отраслевой отчет ФАПМК за 2005 г. разделяет популярные онлайновые средства массовой информации на три группы: пионеры (rbc.ru, lenta.ru, gazeta.ru), последователи (utro.ru, dni.ru, grani.ru, strana.ru) и сайты традиционных СМИ (izvestia.ru, kp.ru, ng.ru). Средняя суточная аудитория новостных сайтов Рунета (русскоязычной части Интернета) непрерывно растет, и миллион посещений одного новостного ресурса в день становится нормой [3, 2005].
1. РБК. История компании. 1998 // Официальный сайт РБК. — URL: http://www.rbcholding.ru/history98.shtml (дата обращения: 25.07.2018).
2. CМИ России в 2016. Анализ данных за 25 лет // Платформа MediaDigger. — URL: http://www.mediadigger.ru/smi-rossiiv-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата обращения 25.07.2018).
3. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2005–2018 годы // Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. — URL: http://www.fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2018.html (дата обращения: 08.07.2018).
4. Блогосфера российского Интернета // Информационный бюллетень Яndex, осень 2006. — URL: https://web.archive.org/web/20061116162903/http://company.yandex.ru/articles/yandex_on_blogosphere_autumn_2006.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
5. Обзор блогосферы за 2008 год // Лента.ру, 31.12.2008. — URL: https://lenta.ru/articles/2008/12/31/finalblogs/ (дата обращения: 28.07.2018).
6. Лучшие блоги 2009 года // программа «Вести», телеканал «Россия 24», 03.01.2010 — URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=334268 (дата обращения: 28.07.2018).
7. Блогосфера Рунета // По данным Поиска по блогам Яндекса, весна 2009. — URL: https://cache-mskm906.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf/ (дата обращения: 27.07.2018).
8. Статистика социальных сетей // Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ BrandAnalytics, июнь 2018. — URL: https://br-analytics.ru/statistics/author?hub_id=16048&date=201806&country_id=20&period_type=month/(дата обращения: 28.07.2018).
9. Рейтинг цитируемости медиаресурсов в социальных медиа за 2017 год. «Битва трансформеров» // Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ BrandAnalytics. — URL: https://blog.br-analytics.ru/rejting-tsitiruemostimediaresursov-2017/ (дата обращения: 22.07.2018).