Bryansk, Bryansk, Russian Federation
Bryansk, Bryansk, Russian Federation
Bryansk, Bryansk, Russian Federation
The ergonomic support problem of reliability for the “driver-motor car-traffic situation” system is considered. Factors defining the success in selection and training drivers at driving schools are revealed. A correlation interconnection between a level of mental operation development and a training success at driving schools is proved empirically.
ergonomics, reliability, driver, professional selection, training, training success
Введение
Дорожно-транспортные происшествия вызываются одновременно несколькими причинами. Обычно показатели аварийности жестко связывают с уровнем автомобилизации. Тем не менее, анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в наиболее развитых странах показывает, что, несмотря на высокие темпы автомобилизации, имеются возможности в общегосударственном масштабе добиться значительного снижения ДТП за счет профессионального отбора будущих водителей [1-4, 7, 9].
1. Проблема эргономического обеспечения безопасности системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда».
Уровень деятельности всех структур по обеспечению безопасности движения, как в России, так и за рубежом не соответствует современным требованиям [13, 14]. Применительно к транспортному процессу структурную схему системы эргономического обеспечения безопасности с некоторыми условностями можно представить состоящей из четырех основных элементов: «водитель–автомобиль–дорога–среда» (ВАДС)
(рисунок 1) [12].
Рис. 1. Структурная схема системы ВАДС
На безопасность дорожного движения оказывает влияние множество факторов: как объективных (конструктивные параметры и состояние дороги, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования, время года, часы суток), так и субъективных (состояние водителей и пешеходов, нарушение ими установленных правил) [6, 10].
Таким образом, на дорогах существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов человек, автомобиль, дорога, функционирующих в определенной среде. Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом и образуют целостность. Они формируют факторы риска, которые могут привести к ДТП.
Для планирования мероприятий по снижению влияния факторов аварийности, прежде всего, необходим их детальный анализ. Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований приведены в таблице 1 [5, 12].
1. Факторы, влияющие на вероятность возникновения ДТП
Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП) |
Отрасль - руководитель исследований |
Степень изученности |
Результат |
Человек - автомобиль (6%) |
Автомобилестроительная |
Активные исследования с высокой степенью изученности |
Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств |
Автомобиль – дорога (1%) |
Автомобилестроительная; дорожная |
То же |
Стандарты безопасности, правила дорожного движения, нор- мы дорожного проектирования |
Дорога - человек (27%) |
Дорожная, с привлечением специалистов других отраслей, например, психологов, социологов |
Стадия сбора информации и теоретических обоснований |
Отсутствие норм и стандартов |
Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов (рисунок 2) [1-4, 12].
Рис. 2. Основные факторы, определяющие профессиональную надежность водителя
Профессиональный отбор — система мероприятий, направленных на выявление лиц по своим психофизиологическим качествам и свойствам личности наиболее пригодных обу чению и выполнению конкретной профессиональной деятельности. Профессиональный отбор необходим в случае, когда требования, предъявляемые к человеку — оператору столь высоки или специфичны, что не каждый претендент на данную профессию может их выполнить даже при предварительном обучении. Например, работа в условиях действия стрессогенных факторов может выполняться только людьми, имеющими ряд особых свойств нервной системы.
Существует две классические задачи профотбора — отбор кандидатов из неограниченного контингента претендентов на ограниченное число специальностей (например, отбор в отряд космонавтов) и задача рационального распределения («профдифференциация») ограниченного контингента претендентов на ряд специальностей (например, распределение по профессиям молодых солдат, поступивших в воинскую часть). Указанные задачи решаются путем применения процедур психологического тестирования и определения соответствия психологического профиля претендента профилю профессии. Степень соответствия определяет уровень профессиональной пригодности кандидата.
Одним из профессионально важных качеств водителей автотранспорта, определяющих успешность обучения деятельности является наличие мыслительных способностей связанных с высоким уровнем развития логических операций мышления.
Мышление - это отражение общих свойств предметов или явлений и установление закономерных связей между ними. Мышление отражает закономерные причинно-следственные связи и отношения, присущие объективной действительности. Так, водитель по поведению пешеходов и движению транспортных средств прогнозирует развитие дорожной обстановки; определяет неисправности двигателя, исходя из знания его конструкции и сопоставляя его работу в данный момент с тем, что должно быть при его нормальной работе. Мышление водителя, совершенствуясь в процессе профессиональной деятельности, оказывает организующее влияние на его действия в различных дорожных условиях и опасных ситуациях.
Таким образом, психологические особенности мышления являются неотъемлемой частью разработки системы профессионально-
психологического отбора будущего водителя.
2. Эмпирическая проверка взаимосвязи особенностей мышления и успешности
обучения водителей в автошколах
В процессе прохождения практики было проведено выборочное исследование водителей, обучающихся в автошколе ДОСААФ г. Брянск, на предмет оценки их особенностей мышления.
В рамках этого исследования был проведен ряд экспериментов на оценку мыслительных способностей будущих водителей:[7, 8, 9, 11]
- исследование рефлексивности мышления;
- исследование аналитичности мышления;
- исследование обобщения как мыслительной операции.
Исследование рефлексивности мышления
В исследовании принимало участие 24 человека, проходивших обучение на водителей категорий B и C. Им было предложено пройти исследование на рефлексивность мышления. В рамках которого им предлагалось расшифровать пятнадцать аннограмм, оценивалась скорость и способ расшифровки. В результате обработки индивидуальных бланков ответов были получены следующие результаты, которые были сведены в сводную таблицу 2, представленную ниже.
Как видно из полученных результатов у большинства респондентов средний уровень рефлексивности мышления.
Исследование аналитичности мышления
Эти же респонденты были исследованы на аналитичность мышления. В рамках этого исследования им было необходимо продолжить числовой ряд, выявив в нем определенную закономерность. В результате ими были продемонстрированы следующие результаты (таблица 3).
В результате исследования у большинства опрошенных был установлен средний уровень выраженности аналитичности мышления.
Исследование обобщения как мыслительной операции
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть. Результаты исследования представлены в таблице 4.
2. Результаты исследования рефлексивности мышления водителей по методу аннограмм
Респондент |
R |
Уровень выраженности рефлексивности мышления |
Респондент |
R |
Уровень выраженности рефлексивности мышления |
1 |
0,42 |
средний |
13 |
0,51 |
средний |
2 |
0,32 |
средний |
14 |
0,81 |
высокий |
3 |
0,72 |
высокий |
15 |
0,68 |
средний |
4 |
0,37 |
средний |
16 |
0,44 |
средний |
5 |
0,33 |
средний |
17 |
0,24 |
низкий |
6 |
0,19 |
низкий |
18 |
0,69 |
средний |
7 |
0,23 |
средний |
19 |
0,23 |
низкий |
8 |
0,27 |
низкий |
20 |
0,31 |
средний |
9 |
0,51 |
средний |
21 |
0,65 |
средний |
10 |
0,39 |
средний |
22 |
0,24 |
низкий |
11 |
0,65 |
средний |
23 |
0,57 |
средний |
12 |
0,54 |
средний |
24 |
0,21 |
низкий |
3. Результаты исследования водителей на уровень выраженности аналитичности мышления
Респондент |
Число верных ответов |
Уровень аналитичности мышления |
Респондент |
Число верных ответов |
Уровень аналитичности мышления |
1 |
8 |
средний |
13 |
9 |
средний |
2 |
10 |
средний |
14 |
12 |
высокий |
3 |
11 |
высокий |
15 |
10 |
средний |
4 |
8 |
средний |
16 |
8 |
средний |
5 |
6 |
низкий |
17 |
6 |
низкий |
6 |
7 |
низкий |
18 |
11 |
высокий |
7 |
8 |
средний |
19 |
7 |
низкий |
8 |
5 |
очень низкий |
20 |
8 |
средний |
9 |
11 |
высокий |
21 |
10 |
средний |
10 |
9 |
средний |
22 |
6 |
низкий |
11 |
9 |
средний |
23 |
10 |
средний |
12 |
7 |
низкий |
24 |
6 |
низкий |
4. Результаты исследования водителей на уровень выраженности мыслительной
операции обобщения
Респондент |
Нормативные баллы |
Уровень обобщенности мышления |
Респондент |
Нормативные баллы |
Уровень обобщенности мышления |
1 |
7 |
средний |
13 |
5 |
средний |
2 |
5 |
средний |
14 |
9 |
высокий |
3 |
8 |
высокий |
15 |
7 |
средний |
4 |
6 |
средний |
16 |
4 |
средний |
5 |
4 |
средний |
17 |
3 |
средний |
6 |
2 |
низкий |
18 |
7 |
средний |
7 |
3 |
средний |
19 |
2 |
низкий |
8 |
2 |
низкий |
20 |
5 |
средний |
9 |
7 |
средний |
21 |
6 |
хороший |
10 |
3 |
средний |
22 |
3 |
средний |
11 |
6 |
средний |
23 |
8 |
высокий |
12 |
3 |
средний |
24 |
4 |
средний |
Как видно, уровень выраженности мыслительной операции обобщения у большинства опрошенных обучающихся в автошколе находится на среднем уровне.
В целом, по результатам исследования мышления будущих водителей, можно отметить, что все три метода показали высокую сходимость, т.е. испытуемые, как правило, по всем трем методикам показали близкие результаты, что говорит о высокой достоверности полученных данных.
На следующем этапе было проведено сопоставление уровня развития мыслительных операций и показателей успешности обучения в автошколе. Последний показатель был получен с помощью проведенного экспертного опроса среди преподавателей и инструкторов. Они оценивали успешность обучения каждого ученика по десятибалльной шкале. Причем оценки были шкалированы следующим образом: 1-3 - низкий уровень успешности обучения; 4-5 – ниже среднего; 6-7 средний; 8-9 – хороший; 10 – высокий (таблица 5).
5. Сравнение уровней внимания и успешности обучения
Респондент |
Уровень развития мыслительных операций |
Уровень успешности обучения |
1 |
хороший |
6 |
2 |
средний |
6 |
3 |
высокий |
10 |
4 |
средний |
7 |
5 |
ниже среднего |
5 |
6 |
низкий |
4 |
7 |
ниже среднего |
5 |
8 |
низкий |
4 |
9 |
высокий |
9 |
10 |
средний |
6 |
11 |
хороший |
8 |
12 |
ниже среднего |
5 |
13 |
средний |
6 |
14 |
высокий |
10 |
15 |
хороший |
7 |
16 |
средний |
6 |
17 |
ниже среднего |
5 |
18 |
хороший |
8 |
19 |
низкий |
4 |
20 |
средний |
8 |
21 |
высокий |
9 |
22 |
средний |
6 |
23 |
высокий |
8 |
24 |
средний |
7 |
Проверка правильности составления матрицы осуществлялась на основе вычисления контрольной суммы:
(1)
Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно. Поскольку среди значений признаков х и у встречается несколько одинаковых, т.е. образуются связанные ранги, то в таком случае коэффициент Спирмена
вычисляется следующим образом:
(2)
где
j - номера связок по порядку для признака х; Аj - число одинаковых рангов в j-й связке по х; k - номера связок по порядку для признака у; Вk - число одинаковых рангов в k-й связке по у.
A = [(43-4) + (33-3) + (23-2) + (33-3) + (33-3) +
+ (33-3) + (53-5)]/12 = 23.5
B = [(63-6) + (23-2) + (33-3) + (43-4) + (33-3) + +(23-2) + (43-4)]/12 = 32.5
D = A + B = 23.5 + 32.5 = 56
Связь между признаком Y и фактором X сильная и прямая. Для того чтобы при уровне значимости α проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе Hi. p ≠ 0, надо вычислить критическую точку:
(3)
где n - объем выборки; p - выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
t(α, k) - критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости α и числу степеней свободы k = n - 2.
Если |p| < Тkp - нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > Tkp - нулевую гипотезу отвергают. Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь. По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0.05/2;22) = 2.074
Поскольку Tkp < p, то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Таким образом, коэффициент ранговой корреляции статистически - значим и ранговая корреляционная связь между уровнем развития мыслительных операций и успешностью обучения в автошколе является значимой.
Заключение
В результате проведенных теоретических и эмпирических исследований была выявлена корреляционная взаимосвязь между уровнем развития скорости внимания мыслительных операций и успешностью обучения в автошколе.
Психика человека обладает значительным потенциалом адаптации к различным видам деятельности, поэтому критерием допуска водителя в транспортный поток является успешное освоение программы подготовки. Исследование мыслительных способностей будущих водителей позволяет оценить их потенциал и выработать индивидуальный подход в процессе обучения.
1. Author’s certificate No.1068975, IIC G09B9/00 Device for Operators’ Professional Suitability Estimate / B.M. Gera-simov, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov (the USSR). Applied 12.09.83; published 08.11.84. – Bull. No.11. – pp. 4.
2. Author’s certificate No.1346133, IIC A61B5/16. Device for Operators’ Emotional Stability Estimate / I.M. Pronin, S.F. Sergeev (the USSR). Applied 04.07.85; published 22.06.87. – Bull. No.6. – pp. 6.
3. Author’s certificate No.1437898 IIC G09B9/00 Device for Operators’ Professional Suitability Estimate / S.A. Bagret-sov, V.L. Gaidukov, V.V. Spasennikov (the USSR). Applied 10.05.88; published 30.08.89.. – Bull.No.8 – pp. 6.
4. Author’s certificate No.1869455 IIC G09B7/07 Device for Probationers’ Psychological Compatibility Estimate/ V.V. Spasennikov, S.I. Torbin, S.N. Fedotov (the USSR). Applied 23.11.91; published 03.04.93.- Bull. No.5.- pp.4.
5. Wudson U., Conover D. Reference Book on Engineering Psychology for Engineers and Artist-Designers: transl.from Engl. – M.: World. 1968. – pp. 520.
6. Dushkov, B.A. Fundamentals of Engineering Psychology. Textbook forColleges. / DushkovB.A., Korolev A.V., Smirnov B.A.- M.: Academic Project; Yekaterinburg: Business Book, 2002. – pp. 574.
7. Kondratenko S.V., Kuzmenko A.A., Spasennikov V.V. Algorithmic fundamentals in estimate of operators’ activities. In collection: Information Technologies in Ergonomics and Design.Proceedings of the All-Russian Scientif.Pract.Conf. with Inter. Participation. 2016. Pp. 27-41.
8. Kondratenko S.V., Kuzmenko A.A., Spasennikov V.V. Methodologies for estimate of operators’ activities in man-machine systems // Bulletin of Bryansk State Technical Uni-versity. 2017. No.1 (54). pp. 261-270.
9. Kondratenko S.V., Spasennikov V.V. Methods for analysis and modeling operators’ behavior during ergonomic support in development of systems, products and technologies // Bulletin of Slavic Colleges. 2015. No.4. pp. 211-218.
10. Kuriyanova, O.E. Professional selection application for individual approach realization at driver training / O.E. Kuriyanova // Motor transport Rnterprise. – 2016. – No.6. – pp. 9-12.
11. Practicum on Engineering Psychology and Ergonomics: manual for college students / S.K. Sergienko, V.A. Bo-drov, Yu.E. Pisarenko et al.; under the editorship of Yu.K.Strelkov. – M.: “Academy” Publishing House, 2003. – pp. 400.
12. Pugachyov I.N. Organization and Safety of Traffic: manual / I.N. Pugachyov. – Khabarovsk: Publishing House of Khabarovsk State Technical University, 2004. – pp. 232.
13. Averchenkov V.I., Kondratenko S.V., Potapov L.A., Spasennikov V.V. A mathematical model of the color preference scale construction in quality management at the machine-building enterprise // Journal of Physics: Conference Series. 2017.-Vol.. 803.- № 1.-p. 012010.
14. Averchenkov V.I., Spasennikov V.V., Rytov M.Y., Kondratenko S.V., Kuzmenko A.A. Methodology of evaluation of operators activities in man-machine systems with color estimates. In the conference proceedings: 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM) Electronic resource. 2017.