Nizhniy Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation
Nizhniy Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation
The article describes the results of experimental work on applying the technology of the "inverted lesson" in higher education. The reasons and prerequisites for using the technology of the "inverted lesson" in the domestic vocational education are described, such as an increase in the proportion of independent work in educational standards and the development of the capacities of the electronic educational environment of higher education institutions. The design procedure and the content of didactic and educational-methodical materials necessary for the implementation of this technology in the educational process are described. Presented are the results of experimental work using the technology of "inverted learning" in the educational process in the direction of training 44.03.02 "Vocational training". The results of the comparison of the performance of the control and experimental groups during the semester and the results of the control measure are presented, the time for performing the tasks of the audit work is compared, conclusions are drawn about the high potential of the "inverted lesson" technology as a way of organizing the independent work of students with a wide use of the electronic educational medium of the university. The obtained results are confirmed by the data of the survey of the students of the experimental group who highly appreciated the effectiveness of the "inverted lesson" technology.
technology, an "inverted lesson", high school, projection, experimental work.
Проблема
В современных условиях требования к качеству профессионального образования непрерывно повышаются, что обусловливает необходимость поиска новых образовательных технологий, способов и приемов обучения. В профессиональном образовании происходит постепенный переход к динамичному персонализированному обучению, направленному на предоставление широких и разнообразных возможностей для получения образования и профессионального развития человека. Одним из современных способов организации образовательного процесса выступает так называемая технология «перевернутого урока» (Flipped Class), которая получает все более широкое распространение в профессиональном обучении [1]. Технология «перевернутого урока», первоначально используемая американскими педагогами Д. Бергманом и А. Самса, отражает возрастание степени самостоятельности и ответственности обучающегося в образовательном процессе. Логика обучения при использовании данной технологии строится на разворачивании / переворачивании традиционной классно-урочной системы: изучению нового материала на занятии предшествует самостоятельная проработка материала обучающимся дома [8, с. 49]. На первое место выходит качественная организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, предшествующей аудиторным формам работы с преподавателем. Закономерно, что подобный способ организации обучения предъявляет особые требования к организации образовательного процесса, ролям преподавателя и обучающегося, приводит к повышению ответственности обучающихся за результаты обучения [9]. Несмотря на значительные дидактические возможности технологии «перевернутого урока» в профессиональном образовании, эта технология к настоящему моменту не получила широкого распространения [5; 6], что, на наш взгляд, обусловлено:
• недостаточной методической проработанностью технологии «перевернутого урока» для преподавания дисциплин;
• трудоемкостью проектирования образовательных ресурсов в «перевернутой» логике, поскольку практически отсутствуют необходимые методические и дидактические материалы;
• невысоким уровнем готовности обучающихся к интенсивной самостоятельной работе [2].
Поэтому в качестве проблемы исследования взято противоречие между высоким педагогическим потенциалом технологии «перевернутого класса» в профессиональном образовании и низким уровнем методической проработанности занятий с использованием названной технологии в образовательном процессе высшей школы. Целью данной статьи является описание экспериментальной работы по реализации технологии «перевернутого класса» при обучении управленческим дисциплинам будущих педагогов профессионального обучения.
1. Antonova N.L., Merenkov A.V. Model' «perevernutogo obucheniya » v sisteme vysshey shkoly: problemy i protivorechiya // Integratsiya obrazovaniya. 2018. T. 22. № 2. S. 237–247. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247.
2. Bryksina O.F. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii: gde nayti tochku opory, chtoby perevernut' urok? // Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik. 2015. № 3. S. 53–57.
3. Vorob'ev A.E., Murzaeva A.K. Osnovy tekhnologii perevernutogo obucheniya v vuzakh // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. 2018. Vyp. 1. S. 18–29.
4. Kizilova A.S., Fadeev N.G., Volkov A.A. Gibridnoe obrazovanie: otsenka v kategoriyakh informatsionno-aksiologicheskogo podkhoda // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6. № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-1.
5. Loginova A.V. Osobennosti i printsipy funktsionirovaniya pedagogicheskoy modeli «perevernutyy klass» // Molodoy uchenyy. 2015. № 9. S. 1114–1119.
6. Nagaeva I.A. Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatel'nom protsesse: neobkhodimost' i vozmozhnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 6. S. 56–67.
7. Yurina M.V., Lopukhova Yu.B. Primenenie innovatsionnoy tekhnologii «Perevernutyy klass» pri obuchenii inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze // Samarskiy nauchnyy vestnik. 2017. T. 6. № 4. S. 262–270.
8. Bergmann J., Sams A. Flip your Classroom. Reach Every Student in Every Class Every Day. U.S.A.: International Society for Technology in Education, 2012.
9. Biggs J., Tang C. Teaching for quality learning at university: What the student does. Open University Press, New York, 2011. 389 p.
10. Graney J. Flipping Your EL Classroom: A Primer [El. resource]. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolc/downloads/features/2013/2013-10_flippedclass-rooms_graney.pdf/
11. Marshall H. Three reasons to flip your classroom [El. resource] // Bilingual Basics. August, 2013. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html/