Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
В статье описаны результаты экспериментальной работы по применению технологии «перевернутого урока» в высшей школе. Описаны причины и предпосылки применения технологии «перевернутого урока» в отечественном профессиональном образовании, такие как увеличение доли самостоятельной работы в образовательных стандартах и развитие возможностей электронной образовательной среды вузов. Описан порядок проектирования и содержание дидактических и учебно-методических материалов, необходимых для реализации данной технологии в образовательном процессе. Представлены результаты экспериментальной работы использованию технологии «перевернутого обучения» в образовательном процессе по направлению подготовки 44.03.02 «Профессиональное обучение». Представлены результаты сравнения успеваемости контрольной и экспериментальной групп в течение семестра и по результатам контрольного мероприятия, проведено сравнение времени на выполнение заданий аудиторной работы, сделаны выводы о высоком потенциале технологии «перевернутого урока» как способе организации самостоятельной работы обучающихся с широким использованием средств электронной образовательной среды вуза. Полученные результаты подтверждены данными опроса обучающихся экспериментальной группы, которые высоко оценили эффективность технологии «перевернутого урока».
технология, «перевернутый урок», высшая школа, проектирование, экспериментальная работа.
Проблема
В современных условиях требования к качеству профессионального образования непрерывно повышаются, что обусловливает необходимость поиска новых образовательных технологий, способов и приемов обучения. В профессиональном образовании происходит постепенный переход к динамичному персонализированному обучению, направленному на предоставление широких и разнообразных возможностей для получения образования и профессионального развития человека. Одним из современных способов организации образовательного процесса выступает так называемая технология «перевернутого урока» (Flipped Class), которая получает все более широкое распространение в профессиональном обучении [1]. Технология «перевернутого урока», первоначально используемая американскими педагогами Д. Бергманом и А. Самса, отражает возрастание степени самостоятельности и ответственности обучающегося в образовательном процессе. Логика обучения при использовании данной технологии строится на разворачивании / переворачивании традиционной классно-урочной системы: изучению нового материала на занятии предшествует самостоятельная проработка материала обучающимся дома [8, с. 49]. На первое место выходит качественная организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, предшествующей аудиторным формам работы с преподавателем. Закономерно, что подобный способ организации обучения предъявляет особые требования к организации образовательного процесса, ролям преподавателя и обучающегося, приводит к повышению ответственности обучающихся за результаты обучения [9]. Несмотря на значительные дидактические возможности технологии «перевернутого урока» в профессиональном образовании, эта технология к настоящему моменту не получила широкого распространения [5; 6], что, на наш взгляд, обусловлено:
• недостаточной методической проработанностью технологии «перевернутого урока» для преподавания дисциплин;
• трудоемкостью проектирования образовательных ресурсов в «перевернутой» логике, поскольку практически отсутствуют необходимые методические и дидактические материалы;
• невысоким уровнем готовности обучающихся к интенсивной самостоятельной работе [2].
Поэтому в качестве проблемы исследования взято противоречие между высоким педагогическим потенциалом технологии «перевернутого класса» в профессиональном образовании и низким уровнем методической проработанности занятий с использованием названной технологии в образовательном процессе высшей школы. Целью данной статьи является описание экспериментальной работы по реализации технологии «перевернутого класса» при обучении управленческим дисциплинам будущих педагогов профессионального обучения.
1. Антонова Н.Л. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия [Текст] / Н.Л. Антонова, А.В. Меренков // Интеграция образования. — 2018. — Т. 22. — № 2. — С. 237–247. — DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247.
2. Брыксина О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? [Текст] / О.Ф. Брыксина // Поволжский педагогический вестник. — 2015. — № 3. — С. 53–57.
3. Воробьев А.Е. Основы технологии перевернутого обучения в вузах [Текст] / А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2018. — Вып. 1. — С. 18–29.
4. Кизилова А.С. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода [Текст] / А.С. Кизилова, Н.Г. Фадеев, А.А. Волков // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 1. — DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-1.
5. Логинова А.В. Особенности и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» [Текст] / А.В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1114–1119.
6. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности [Текст] / И.А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 6. — С. 56–67.
7. Юрина М.В. Применение инновационной технологии «Перевернутый класс» при обучении иностранному языку в техническом вузе [Текст] / М.В. Юрина, Ю.Б. Лопухова // Самарский научный вестник. — 2017. — Т. 6. — № 4. — С. 262–270.
8. Bergmann J., Sams A. Flip your Classroom. Reach Every Student in Every Class Every Day. U.S.A.: International Society for Technology in Education, 2012.
9. Biggs J., Tang C. Teaching for quality learning at university: What the student does. Open University Press, New York, 2011. 389 p.
10. Graney J. Flipping Your EL Classroom: A Primer [El. resource]. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolc/downloads/features/2013/2013-10_flippedclass-rooms_graney.pdf/
11. Marshall H. Three reasons to flip your classroom [El. resource]. Bilingual Basics. August, 2013. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/ 2013-08-28/6.html/