Moskva, Moscow, Russian Federation
Stavropol', Russian Federation
Formation of skills of youth of the XXI century dictates certain conditions for the organization of educational space. The article proposes as one of the conditions — the implementation of network design and research activities of students, during which the formation of skills of the XXI century takes place. The concept of “educational network project” is explained, and the tools and tools that allow it to be implemented are described.
National technology initiative (NTI), NTI lesson, training network projects (USP), online services, e-learning materials (EUM), interactive project guide.
Вызовы инновационной экономики, усиление глобального научно-технического развития диктуют приоритеты государственной политики, поэтому новый курс страны направлен на реализацию Национальной технологической инициативы. Однако современный технологический уклад государства касается и модернизации российской системы образования, в частности общего и дополнительного. Так в рамках инициативы «Навыки будущего» решается задача воспитания лидеров будущего [6]. В связи с этим предполагается реализация проектов по внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на формирование навыков XXI в.,
к которым относятся технологические компетенции, умение работать в команде (кооперация) и эффективная коммуникация, саморегуляция и самоорганизация (самоопределение), приветствуются новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности, стимулирующие выработку стратегического, креативного, системного и критического мышления (рис. 1). Запущенный проект «Урок НТИ», определяемый как школьное занятие о будущем и Национальной технологической инициативе, предназначен для обучающихся 7–11-х классов, охватывает такие предметы, как физика, химия, информатика, математика, биология, география. Предполагается, что благодаря данному уроку учащиеся поймут значимость изучаемых школьных предметов, поскольку в основе всех новых технологий лежат знания, интегрированные из разных предметных областей. Пробный урок НТИ [8] в рамках акции, стартовавшей 17 сентября 2018 г., смог провести учитель любого предмета, педагог дополнительного образования, классный руководитель, воспитатель, собрав его как конструктор из блоков материалов, разработанных организаторами Олимпиады НТИ (нестандартные, практико-ориентированные задачи, видеоролики о перспективных технологических направлениях, мобильная игра о вызовах XXI в.) [6]. Представленные сценарии («Человек» (NeuroNet, SafeNet), «Информация» (SafeNet, NeuroNet, FinNet, TechNet), «Инфраструктура» (EnergyNet, FinNet), «Техника» (AutoNet, AeroNet, MariNet), «Производство» (TechNet), «Экология» (FoodNet, HealphNet)) ориентированы на организацию групповой работы старшеклассников, поиск совместного решения проблемы, тем самым они способствуют развитию коммуникативных навыков. Иначе говоря, создаются определенные условия для реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в ходе которой и происходит формирование навыков XXI в. В связи с этим следует напомнить, что мощным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, к которым относятся выявление проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность, является учебный проект [7].
1. Gerasimova E.K., Zenkina S.V. Setevye servisy kak instrumental’naya sreda dlya proektirovaniya elektronnykh uchebnykh materialov [Network services as a tool environment for the design of e-learning materials]. Stavropol’: Stavrolit Publ., 2015. 108 p.
2. Zenkina S.V., Gerasimova E.K. Ispol’zovanie setevykh servisov v podgotovke sovremennykh elektronnykh uchebnykh materialov [The use of network services in the preparation of modern e-learning materials]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2014, I. (6), pp. 49–52.
3. Zenkina S.V., Savchenkova M.V. Uchebnye setevye proekty v professional’noy deyatel’nosti pedagoga [Educational network projects in the professional activities of the teacher]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2016, I. 6 (275), pp. 27–31.
4. Zenkina S.V., Sharonova O.V. Formy, sredstva i tekhnologii interaktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Forms, means and technologies of interactive educational interaction in the conditions of distance learning]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2016, I. 4 (273), pp. 16–19.
5. Zaripova E.I. Stanovlenie sotsial’noy kompetentnosti shkol’nika v usloviyakh regional’noy obrazovatel’noy sredy. Kand. Diss [The development of social competence of the student in a regional educational environment. Cand. Diss]. Omsk, 2015.
6. Navyki budushchego. Natsional’naya tekhnologicheskaya initsiativa [Skills of the future. National Technology Initiative]. Available at: https://asi.ru/social/future_skills/
7. Stupnitskaya M.A. Chto takoe uchebnyy proekt? [What is a learning project?]. Moscow, Pervoe sentyabrya Publ., 2010. 44 p.
8. Urok NTI [STI lesson]. Available at: http://nti-contest.ru/ntilessonteacher/