НАВЫКИ XXI ВЕКА: РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формирование навыков молодежи XXI в. диктует определенные условия для организации учебного пространства. В статье предлагается, как одно из условий, — реализация сетевой проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в ходе которой происходит формирование навыков XXI в. Объясняется понятие «учебный сетевой проект», описываются инструменты и средства, позволяющие его реализовывать.

Ключевые слова:
Национальная технологическая инициатива (НТИ), урок НТИ, учебные сетевые проекты (УСП), онлайн-сервисы, электронные учебные материалы (ЭУМ), интерактивный путеводитель проекта.
Текст

Вызовы инновационной экономики, усиление глобального научно-технического развития диктуют приоритеты государственной политики, поэтому новый курс страны направлен на реализацию Национальной технологической инициативы. Однако современный технологический уклад государства касается и модернизации российской системы образования, в частности общего и дополнительного. Так в рамках инициативы «Навыки будущего» решается задача воспитания лидеров будущего [6]. В связи с этим предполагается реализация проектов по внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на формирование навыков XXI в.,
к которым относятся технологические компетенции, умение работать в команде (кооперация) и эффективная коммуникация, саморегуляция и самоорганизация (самоопределение), приветствуются новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности, стимулирующие выработку стратегического, креативного, системного и критического мышления (рис. 1). Запущенный проект «Урок НТИ», определяемый как школьное занятие о будущем и Национальной технологической инициативе, предназначен для обучающихся 7–11-х классов, охватывает такие предметы, как физика, химия, информатика, математика, биология, география. Предполагается, что благодаря данному уроку учащиеся поймут значимость изучаемых школьных предметов, поскольку в основе всех новых технологий лежат знания, интегрированные из разных предметных областей. Пробный урок НТИ [8] в рамках акции, стартовавшей 17 сентября 2018 г., смог провести учитель любого предмета, педагог дополнительного образования, классный руководитель, воспитатель, собрав его как конструктор из блоков материалов, разработанных организаторами Олимпиады НТИ (нестандартные, практико-ориентированные задачи, видеоролики о перспективных технологических направлениях, мобильная игра о вызовах XXI в.) [6]. Представленные сценарии («Человек» (NeuroNet, SafeNet), «Информация» (SafeNet, NeuroNet, FinNet, TechNet), «Инфраструктура» (EnergyNet, FinNet), «Техника» (AutoNet, AeroNet, MariNet), «Производство» (TechNet), «Экология» (FoodNet, HealphNet)) ориентированы на организацию групповой работы старшеклассников, поиск совместного решения проблемы, тем самым они способствуют развитию коммуникативных навыков. Иначе говоря, создаются определенные условия для реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в ходе которой и происходит формирование навыков XXI в. В связи с этим следует напомнить, что мощным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, к которым относятся выявление проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность, является учебный проект [7].

Список литературы

1. Герасимова Е.К., Зенкина С.В. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов : учебно-методическое пособие / Е.К. Герасимова, С.В. Зенкина. — Ставрополь : Ставролит, 2015. — 108 с.

2. Зенкина С.В., Герасимова Е.К. Использование сетевых сервисов в подготовке современных электронных учебных материалов // Информатика и образование. — 2014. — № (6). — С. 49–52.

3. Зенкина С.В., Савченкова М.В. Учебные сетевые проекты в профессиональной деятельности педагога // Информатика и образование. — 2016. — № 6(275). — С. 27–31.

4. Зенкина С.В., Шаронова О.В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения // Информатика и образование. — 2016. — № 4 (273). — С. 16–19.

5. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Омск, 2015.

6. Навыки будущего. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. — URL: https://asi.ru/social/future_skills/

7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? — М. : Первое сентября, 2010. — 44 с.

8. Урок НТИ [Электронный ресурс]. — URL: http://nti-contest.ru/ntilessonteacher/

Войти или Создать
* Забыли пароль?