ISSUES OF IMPROVEMENT OF STATE CONTROL (SUPERVISION) IN AGRICULTURE (ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Reducing the administrative burden on the subjects of agricultural entrepreneurship involves reducing the number of control and supervision measures to verify legal entities and individuals engaged in the production of agricultural products, raw materials and food. However, the analysis of the actual state of Affairs in the field of agriculture shows that not all entrepreneurs comply with the requirements for the quality and safety of products. It is possible to trace the information of the Rosselkhoznadzor Department in the Sverdlovsk region for 2017 outlined in this article. The analysis is carried out by results of control and supervision activity in the field of veterinary supervision, quarantine phytosanitary control, in the field of quality assurance and safety of grain and grain products, in the field of seed control, in the field of state land supervision.

Keywords:
agriculture, Rosselkhoznadzor, state control (supervision), Sverdlovsk region
Text
Publication text (PDF): Read Download

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором Уральского государственного юридического университета. цель и методика исследования. Цель настояще- го исследования - анализ имеющейся информации Управления Россельхознадзора по Свердловской об- ласти о результатах контрольно-надзорной деятель- ности за 2017 г. Исследование проводилось методами: экономиче- ского анализа, группировки данных, обобщения. результаты исследований Правовой основой деятельности в области вете- ринарии в настоящее время является Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении из- менений в Закон Российской Федерации „О ветери- нарии“ и отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации» [1], которым установлены требова- ния по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений ветеринарных норм и правил. В сфере ветеринарного надзора в 2017 г. в Сверд- ловской области было проведено 439 контрольно- надзорных мероприятий, выявлено 612 наруше- ний ветеринарного законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза, из них 143 нарушения в пункте пропуска ветери- нарного контроля «Аэропорт „Кольцово“». Кро- ме того, выдано с начала года 15 предупреждений, 43 предостережения, приостановлена деятельность одного сельскохозяйственного предприятия по ч. 8.1 ст. 19.5 КоАП РФ. За отчетный период проведено 46 обследований хозяйствующих субъектов на соот- ветствие требованиям III-IV компартмента, 21 орга- низации отказано в получении. Во исполнение приказа Россельхознадзора от 17 ок- тября 2017 г. № 1000 проверено 10 общественных охотничьих организаций, в составе которых 101 охот- ничье угодье, по результатам выдано 25 предостере- жений, два предписания, два протокола. С целью проведения мероприятий по установле- нию санитарно-защитных зон, установлению соб- ственников сибиреязвенных захоронений и приведе- нию их в надлежащее ветеринарно-санитарное состо- яние в 2017 г. проведено комиссионное обследование 30 сибиреязвенных скотомогильников, расположен- ных на территории Свердловской области. Следует отметить, что на территории области имеется 72 си- биреязвенных скотомогильника, из них 25 с определе- нием эпидемиологической безопасности территории. В области обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения (лицензионный кон- троль) проведено 23 проверки. Выявлено 26 наруше- ний, оформлено семь предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, составлено шесть протоколов об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в суды. В рамках контроля качества отобрано 64 образ- ца лекарственных препаратов для ветеринарного применения. В шести образцах выявлено несоот- ветствие лекарственного препарата установленным требованиям, снято с реализации и изъято из оборо- та 72 единицы недоброкачественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения. С целью мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов за 2017 г. отобрано 1258 проб пищевой продукции. Исследования проводились в ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «НЦБРП», ФГБУ «Свердловский РЦ», ФГБУ «Челябинская МВЛ». В 114 про- бах (9 %) выявлены положительные результаты ис- следования. Должностными лицами Управления прекращено действие трех деклараций о соответствии продукции животного происхождения, одна приостановлена по причине несоответствия техническим регламентам. За 2017 г. поступило 3630 заявлений от хозяйству- ющих субъектов с целью регистрации в ФГИС «Мер- курий». Поступило 53 заявки от хозяйствующих субъ- ектов на проведение обследования для получения права на экспорт продукции в зарубежные страны. Отклонено шесть заявок по причине дублирования, а также непредоставления информации о выпускае- мой продукции. Правовое регулирование в сфере карантинного фитосанитарного контроля осуществляется на ос- нове норм Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» [2], а также под- законных нормативных правовых актов, таких как: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 декабря 2010 г. № 456 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подка- рантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании» [3]; решение комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» [4]; приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 августа 2008 г. № 414 «Об организации проведе- ния работ по обеззараживанию подкарантинных объ- ектов» [5]; приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2009 г. № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследо- ваний» [6]. И это далеко не исчерпывающий перечень право- вых актов в рассматриваемой сфере. Что касается деятельности Управления Россель- хознадзора за 2017 г., то в Свердловской области про- ведено 671 контрольно-надзорное мероприятие, до- смотрено более 300 тыс. т подкарантинной продук- ции, при этом выявлено 487 нарушений, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу РФ 156 нарушений порядка ввоза подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации. Во исполнение постановления Правительства РФ по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специаль- ных мер в целях обеспечения безопасности РФ» про- ведено 36 контрольных мероприятий, в ходе которых должностными лицами Управления изъято и уничто- жено санкционной продукции в количестве 37,092 т. В пункте пропуска ФКП «Аэропорт „Кольцово“» при досмотре импортных грузов, багажа и ручной клади пассажиров выявлена подкарантинная продук- ция, не отвечающая фитосанитарным требованиям РФ, в количестве 3,27 т и более 13 тыс. шт. Обнару- жено шесть карантинных объектов в 93 случаях. За- держанная и зараженная подкарантинная продукция уничтожена. На складах временного хранения в результате про- веденного карантинного фитосанитарного контроля томатов выявлен карантинный вредитель - Южно- американская томатная моль. Зараженная продукция в количестве 20,175 т обеззаражена. При осуществлении карантинного фитосанитарно- го контроля подкарантинной продукции, ввезенной из стран Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Ар- мении), при досмотре около 30 тыс. т и 536 тыс. шт. подкарантинной продукции выявлено 18 нарушений законодательства Российской Федерации. В системе «Аргус-Фито» за 2017 г. оформлено 3152 акта государственного карантинного фитосани- тарного контроля, 19 263 фитосанитарных сертифи- ката, 5217 карантинных сертификатов. При ввозе продукции импортного и отечествен- ного происхождения на территорию Свердловской области из других регионов России в 75 случаях выявлено восемь карантинных объектов в 398 т, 1,2 тыс. шт., 14,8 тыс. пакетов зараженной или засо- ренной подкарантинной продукции. За 2017 г. должностными лицами Управления проведено 158 контрольных карантинных фитоса- нитарных обследований на выявление карантинных объектов на 15 перерабатывающих предприятиях, на площади 12,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В 39 случаях подтверждено заражение западным цветочным трипсом. На карантинных вредителей леса обследовано 75 лесоперерабатывающих предприятий и 83 094 м3 лесоматериалов. В 58 случаях выявлено четыре ка- рантинных вида усачей рода Monochamus, в 193 слу- чаях обнаружены бабочки непарного и сибирского шелкопрядов. В связи с выявлением очагов усача черного соснового наложен карантин и установлена карантинная фитосанитарная зона общей площадью 228,9 тыс. га. Особое внимание уделяется качеству и безопасно- сти зерна и продуктов его переработки. Контрольно- надзорные мероприятия в этой сфере осуществля- ются на основе нормативных правовых актов, среди которых Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 г. «О безопасности зерна» [7]. В сфере обеспечения качества и безопасности зер- на и продуктов его переработки в 2017 г. в Свердлов- ской области проведено 164 контрольно-надзорных мероприятия. Объем проинспектированного зерна и продуктов его переработки при проведении контроль- но-надзорных мероприятий составил около полумил- лиона тонн, из которых выявлено 6 тыс. т, не соот- ветствующих требованиям нормативных документов. В рамках мониторинга с целью контроля за ка- чеством и безопасностью поднадзорной продукции отобрано 165 контрольных образцов, в том числе 70 от зерна и 95 от крупы. По зерну процент выявления некачественной продукции составил 8,6 %, а по пи- щевой продукции - 36,8 % не соответствует требованиям нормативных документов. Выявлено 60 нарушений обязательных требова- ний законодательства в сфере качества и безопасно- сти зерна, 14 из которых допущены юридическими лицами, 44 - должностными лицами и два - индиви- дуальными предпринимателями. Выдано 17 предписаний об устранении выявлен- ных нарушений, три представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, два предосте- режения в порядке, предусмотренном требованиями ФЗ № 294-ФЗ. В установленном порядке прекращено действие 23 деклараций о соответствии. Требования в области семеноводства определены нормами Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» [8] и специальными нормативными правовыми актами, среди них: Инструкция по апробации сортовых посевов, 1995 г.; Положение о деятельности государственных ин- спекторов в области семеноводства сельскохозяй- ственных растений и Положение о сортовом и семен- ном контроле с/х растений в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1200 [9]; Положение о порядке аккредитации апробаторов сортовых посевов сельскохозяйственных растений, утвержденное приказом МСХ и Правительства РФ от 6 октября 1999 г. № 690 [10]; п. 6.2 ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяй- ственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия» [11]; п. 11.10 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические тре- бования к безопасности процессов испытаний, хра- нения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы» [12]. В области семенного контроля в 2017 г. в сфере се- меноводства сельскохозяйственных растений прове- дено 147 контрольно-надзорных мероприятий. Всего проконтролировано 4660 партий семян сельскохо- зяйственных растений в количестве более 28 тыс. т, 22 тыс. шт. саженцев, 1,3 млн пакетиков семян в мел- кой упаковке и более 3,5 млн шт. луковиц и корневищ цветочных растений импортного происхождения. В ходе лабораторных исследований выявлено 22 % проб, не соответствующих требованиям норма- тивных документов. При проведении 19 рейдов в местах несанкциони- рованной торговли и на ярмарках выявлено 411 пар- тий семян в количестве более 4 тыс. шт. саженцев плодово-ягодных культур и 1 т картофеля, реализуе- мых без документов, подтверждающих их происхож- дение, сортовую принадлежность, фитосанитарное благополучие и посевные качества. В результате мероприятий должностными лицами Управления выявлено 82 нарушения законодатель- ства в области семеноводства сельскохозяйственных растений, выдано 37 предписаний, в том числе 15 при контроле за ввозом семян и посадочного матери- ала на территорию РФ. Вынесено 55 постановлений, в том числе три с предупреждением и 52 - о наложе- нии административных штрафов. В сфере государственного земельного надзора должностными лицами Управления Россельхознад- зора по Свердловской области проведено 478 кон- трольно-надзорных мероприятий, проконтролирова- но более 140 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По итогам осуществленных мероприятий выяв- лено 160 правонарушений земельного законодатель- ства на площади 5553,5573 га. За отчетный период составлено 128 протоколов об административных правонарушениях, выдано 141 предписание об устранении выявленных нару- шений, вынесено два представления, восемь предо- стережений. По результатам проведения плановых рейдовых осмотров выявлено 44 несанкционированных свал- ки на площади 23,402 га, а также зарастание земель- ных участков на площади 3439,71 га. Ликвидировано четыре несанкционированных свалки на площади 2,58 га. В ходе проверочных мероприятий совместно с органами прокуратуры выявлено три несанкциони- рованных карьера на площади 77,695 га. Должностными лицами Управления вынесено 114 по- становлений о назначении административного наказа- ния, 52 материала направлено в мировой суд. Государственным органом за истекший период со- ставлено четыре претензии о возмещении и взыскании ущерба, причиненного в результате земельных правонарушений, на общую сумму 16,72 млн руб. В результате работы Управления устранены нару- шения на площади 1903,634 га, вовлечено в сельско- хозяйственный оборот 1901,6 га ранее нарушенных земель. По вопросам нарушения требований земельного законодательства в Управление поступило 83 обра- щения (жалобы), из них 34 подтвердились, 29 на- правлено по принадлежности в другие органы, 20 не подтвердились. Оформлено 14 добровольных отказов от земель- ных участков на площади 378,059 га. Проведено 52 консультации по вопросам земельного законода- тельства. Правовой основой для осуществления земельного надзора является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. [13], Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [14], Феде- ральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О го- сударственном регулировании обеспечения плодо- родия земель сельскохозяйственного назначения» [15], Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» [16], Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сель- скохозяйственного назначения» [17], Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима- телей при осуществлении государственного контро- ля (надзора) и муниципального контроля» [18], Феде- ральный закон от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О вне- сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сель- скохозяйственного назначения при их неиспользова- нии по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федера- ции» [19], Положение «О государственном земель- ном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 [20]. выводы Вышеизложенная информация свидетельствует, что в 2017 г. в связи с реформой контрольно-надзор- ной деятельности проведен ряд изменений системы обязательных требований в разных сферах деятель- ности Россельхознадзора. Так, количество проведен- ных проверок уменьшилось в сравнении с преды- дущим периодом на 32 % (1104 проверки в 2016 г., 759 проверок в 2017 г.); прослеживается тенденция к снижению числа как плановых, так и внеплановых проверок. Должностными лицами Управления проведено 2179 контрольно-надзорных мероприятий, в том чис- ле в рамках Федерального закона № 294-ФЗ «О защи- те прав юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - 439 проверок, из них 295 внеплановых. По контролю за выполнением ранее выданных предписаний вы- полнено 55 % предписаний. По результатам прове- денных мероприятий выявлено 1401 нарушение тре- бований законодательства Российской Федерации, из них 299 нарушений - на Государственной границе. Вынесено 982 постановления о привлечении к адми- нистративной ответственности нарушителей. Впер- вые внедрена практика вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, их 18. Кроме того, вынесено 55 предостережений, а в отношении 32 нарушителей вынесено админи- стративное предупреждение. Привлечены к админи- стративной ответственности в виде штрафа 913 на- рушителей. Общая сумма наложенных штрафов со- ставила около 9 млн руб. Проконтролировано и досмотрено более миллио- на тонн пищевой продукции животного и раститель- ного происхождения, более 90 тыс. голов животных. Обследовано 29 помещений для карантинирования животных. В 2017 г. Управлением Россельхознадзора по Свердловской области задержано более 600 т пище- вой продукции, из них: при проверках - 97,5 т; в рейдовых мероприятиях - 39,79 т; в пункте пропуска через Государственную грани- цу - 3,95 т; при межрегиональных перевозках - более 500 т. Во исполнение указов Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 [21] и от 29 июля 2015 г. № 391 [22] «О применении отдельных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» проведено 63 рейдовых мероприятия с участием Екатеринбург- ской таможни и Прокуратуры Свердловской области, МВД и ФСБ России. По итогам рейдов должностны- ми лицами Управления изъята и уничтожена санк- ционная продукция растительного происхождения в количестве 37,091 т, животноводческая - 267,85 кг. В результате проведения более 100 выездных рей- довых мероприятий по несанкционированным ме- стам уличной торговли и ярмаркам выходного дня на территориях городских округов Свердловской обла- сти выявлена реализация мясной продукции с нару- шением требований законодательства. Таким образом, деятельность управления Рос- сельхознадзора по Свердловской области напрямую оказывает позитивное воздействие на обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции, сы- рья и продовольствия, производимых на террито- рии Свердловской области, а также поступающих из других субъектов Российской Федерации и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
References

1. Federal'nyy zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 243-FZ «O vnesenii izmeneniy v Zakon Rossiyskoy Federacii „O veterinarii“ i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // Ros. gaz. 2015. 15 iyulya.

2. Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 2016-FZ «O karantine rasteniy» // SZ RF. 2014. № 30 (Ch. I). St. 4207.

3. URL : https://szfn.rk.gov.ru/file/gosudarstvennie_funktsii_normativnaya_dokumentatsiya_23.pdf.

4. URL : https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0318.

5. URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhoza-rf-ot-29082008-n-414.

6. URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhoza-rf-ot-22042009-n-160.

7. Tehnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza TRTS 015/2011.

8. Federal'nyy zakon ot 17 dekabrya 1997 g. № 149-FZ «O semenovodstve» // SZ RF. 1997. № 51. St. 5715.

9. URL : http://base.garant.ru/2156604.

10. URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhozproda-rf-ot-06101999-n-690.

11. URL : http://docs.cntd.ru/document/1200039547.

12. URL : http://docs.cntd.ru/document/902204851.

13. Zemel'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii : Federal'nyy zakon ot 25 oktyabrya 2001 g. № 136-FZ // SZ RF. 2001. № 44. St. 4147.

14. Federal'nyy zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayuschey sredy» // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.

15. Federal'nyy zakon ot 16 iyulya 1998 g. № 101-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii obespecheniya plo- dorodiya zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya» // SZ RF. 1998. № 29. St. 3399.

16. Federal'nyy zakon ot 10 yanvarya 1996 g. № 4-FZ «O melioracii zemel'» // SZ RF. 1996. № 3. St. 142.

17. Federal'nyy zakon ot 24 iyulya 2002 g. № 101-FZ «Ob oborote zemel' sel'skohozyaystvennogo naznache- niya» // SZ RF. 2002. № 30. St. 3018.

18. Federal'nyy zakon ot 26 dekabrya 2008 g. № 294-FZ «O zaschite prav yuridicheskih lic i individual'- nyh predprinimateley pri osuschestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kon- trolya» // SZ RF. 2008. № 52 (Ch. I). St. 6249.

19. Federal'nyy zakon ot 3 iyulya 2016 g. № 354-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v chasti sovershenstvovaniya poryadka iz'yatiya zemel'nyh uchastkov iz zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya pri ih neispol'zovanii po celevomu naznacheniyu ili ispol'zovanii s narusheniem zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii» // SZ RF. 2016. № 18. St. 2645.

20. Polozhenie «O gosudarstvennom zemel'nom nadzore» : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 yanvarya 2015 g. №1 // URL : http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-02012015-n-1.

21. URL : http://base.garant.ru/70711352.

22. URL : http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-29072015-n-391.

Login or Create
* Forgot password?