ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Снижение административной нагрузки на субъекты аграрного предпринимательства предполагает сокращение ко- личества контрольно-надзорных мероприятий по проверке юридических и физических лиц, занимающихся произ- водством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вместе с тем анализ фактического положения дел в сфере сельского хозяйства свидетельствует, что не все предприниматели соблюдают требования к качеству и безопасности производимой продукции. Это можно проследить по информации Управления Россельхознадзора по Свердловской области за 2017 г., изложенной в настоящей статье. Анализ проведен по результатам контрольно-над- зорной деятельности в сфере ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного контроля, в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, в области семенного контроля, в сфере государственного земельного надзора.

Ключевые слова:
сельское хозяйство, Россельхознадзор, государственный контроль (надзор), Свердловская об- ласть
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором Уральского государственного юридического университета. цель и методика исследования. Цель настояще- го исследования - анализ имеющейся информации Управления Россельхознадзора по Свердловской об- ласти о результатах контрольно-надзорной деятель- ности за 2017 г. Исследование проводилось методами: экономиче- ского анализа, группировки данных, обобщения. результаты исследований Правовой основой деятельности в области вете- ринарии в настоящее время является Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении из- менений в Закон Российской Федерации „О ветери- нарии“ и отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации» [1], которым установлены требова- ния по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений ветеринарных норм и правил. В сфере ветеринарного надзора в 2017 г. в Сверд- ловской области было проведено 439 контрольно- надзорных мероприятий, выявлено 612 наруше- ний ветеринарного законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза, из них 143 нарушения в пункте пропуска ветери- нарного контроля «Аэропорт „Кольцово“». Кро- ме того, выдано с начала года 15 предупреждений, 43 предостережения, приостановлена деятельность одного сельскохозяйственного предприятия по ч. 8.1 ст. 19.5 КоАП РФ. За отчетный период проведено 46 обследований хозяйствующих субъектов на соот- ветствие требованиям III-IV компартмента, 21 орга- низации отказано в получении. Во исполнение приказа Россельхознадзора от 17 ок- тября 2017 г. № 1000 проверено 10 общественных охотничьих организаций, в составе которых 101 охот- ничье угодье, по результатам выдано 25 предостере- жений, два предписания, два протокола. С целью проведения мероприятий по установле- нию санитарно-защитных зон, установлению соб- ственников сибиреязвенных захоронений и приведе- нию их в надлежащее ветеринарно-санитарное состо- яние в 2017 г. проведено комиссионное обследование 30 сибиреязвенных скотомогильников, расположен- ных на территории Свердловской области. Следует отметить, что на территории области имеется 72 си- биреязвенных скотомогильника, из них 25 с определе- нием эпидемиологической безопасности территории. В области обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения (лицензионный кон- троль) проведено 23 проверки. Выявлено 26 наруше- ний, оформлено семь предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, составлено шесть протоколов об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в суды. В рамках контроля качества отобрано 64 образ- ца лекарственных препаратов для ветеринарного применения. В шести образцах выявлено несоот- ветствие лекарственного препарата установленным требованиям, снято с реализации и изъято из оборо- та 72 единицы недоброкачественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения. С целью мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов за 2017 г. отобрано 1258 проб пищевой продукции. Исследования проводились в ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «НЦБРП», ФГБУ «Свердловский РЦ», ФГБУ «Челябинская МВЛ». В 114 про- бах (9 %) выявлены положительные результаты ис- следования. Должностными лицами Управления прекращено действие трех деклараций о соответствии продукции животного происхождения, одна приостановлена по причине несоответствия техническим регламентам. За 2017 г. поступило 3630 заявлений от хозяйству- ющих субъектов с целью регистрации в ФГИС «Мер- курий». Поступило 53 заявки от хозяйствующих субъ- ектов на проведение обследования для получения права на экспорт продукции в зарубежные страны. Отклонено шесть заявок по причине дублирования, а также непредоставления информации о выпускае- мой продукции. Правовое регулирование в сфере карантинного фитосанитарного контроля осуществляется на ос- нове норм Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» [2], а также под- законных нормативных правовых актов, таких как: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 декабря 2010 г. № 456 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подка- рантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании» [3]; решение комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» [4]; приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 августа 2008 г. № 414 «Об организации проведе- ния работ по обеззараживанию подкарантинных объ- ектов» [5]; приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2009 г. № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследо- ваний» [6]. И это далеко не исчерпывающий перечень право- вых актов в рассматриваемой сфере. Что касается деятельности Управления Россель- хознадзора за 2017 г., то в Свердловской области про- ведено 671 контрольно-надзорное мероприятие, до- смотрено более 300 тыс. т подкарантинной продук- ции, при этом выявлено 487 нарушений, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу РФ 156 нарушений порядка ввоза подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации. Во исполнение постановления Правительства РФ по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специаль- ных мер в целях обеспечения безопасности РФ» про- ведено 36 контрольных мероприятий, в ходе которых должностными лицами Управления изъято и уничто- жено санкционной продукции в количестве 37,092 т. В пункте пропуска ФКП «Аэропорт „Кольцово“» при досмотре импортных грузов, багажа и ручной клади пассажиров выявлена подкарантинная продук- ция, не отвечающая фитосанитарным требованиям РФ, в количестве 3,27 т и более 13 тыс. шт. Обнару- жено шесть карантинных объектов в 93 случаях. За- держанная и зараженная подкарантинная продукция уничтожена. На складах временного хранения в результате про- веденного карантинного фитосанитарного контроля томатов выявлен карантинный вредитель - Южно- американская томатная моль. Зараженная продукция в количестве 20,175 т обеззаражена. При осуществлении карантинного фитосанитарно- го контроля подкарантинной продукции, ввезенной из стран Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Ар- мении), при досмотре около 30 тыс. т и 536 тыс. шт. подкарантинной продукции выявлено 18 нарушений законодательства Российской Федерации. В системе «Аргус-Фито» за 2017 г. оформлено 3152 акта государственного карантинного фитосани- тарного контроля, 19 263 фитосанитарных сертифи- ката, 5217 карантинных сертификатов. При ввозе продукции импортного и отечествен- ного происхождения на территорию Свердловской области из других регионов России в 75 случаях выявлено восемь карантинных объектов в 398 т, 1,2 тыс. шт., 14,8 тыс. пакетов зараженной или засо- ренной подкарантинной продукции. За 2017 г. должностными лицами Управления проведено 158 контрольных карантинных фитоса- нитарных обследований на выявление карантинных объектов на 15 перерабатывающих предприятиях, на площади 12,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В 39 случаях подтверждено заражение западным цветочным трипсом. На карантинных вредителей леса обследовано 75 лесоперерабатывающих предприятий и 83 094 м3 лесоматериалов. В 58 случаях выявлено четыре ка- рантинных вида усачей рода Monochamus, в 193 слу- чаях обнаружены бабочки непарного и сибирского шелкопрядов. В связи с выявлением очагов усача черного соснового наложен карантин и установлена карантинная фитосанитарная зона общей площадью 228,9 тыс. га. Особое внимание уделяется качеству и безопасно- сти зерна и продуктов его переработки. Контрольно- надзорные мероприятия в этой сфере осуществля- ются на основе нормативных правовых актов, среди которых Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 г. «О безопасности зерна» [7]. В сфере обеспечения качества и безопасности зер- на и продуктов его переработки в 2017 г. в Свердлов- ской области проведено 164 контрольно-надзорных мероприятия. Объем проинспектированного зерна и продуктов его переработки при проведении контроль- но-надзорных мероприятий составил около полумил- лиона тонн, из которых выявлено 6 тыс. т, не соот- ветствующих требованиям нормативных документов. В рамках мониторинга с целью контроля за ка- чеством и безопасностью поднадзорной продукции отобрано 165 контрольных образцов, в том числе 70 от зерна и 95 от крупы. По зерну процент выявления некачественной продукции составил 8,6 %, а по пи- щевой продукции - 36,8 % не соответствует требованиям нормативных документов. Выявлено 60 нарушений обязательных требова- ний законодательства в сфере качества и безопасно- сти зерна, 14 из которых допущены юридическими лицами, 44 - должностными лицами и два - индиви- дуальными предпринимателями. Выдано 17 предписаний об устранении выявлен- ных нарушений, три представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, два предосте- режения в порядке, предусмотренном требованиями ФЗ № 294-ФЗ. В установленном порядке прекращено действие 23 деклараций о соответствии. Требования в области семеноводства определены нормами Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» [8] и специальными нормативными правовыми актами, среди них: Инструкция по апробации сортовых посевов, 1995 г.; Положение о деятельности государственных ин- спекторов в области семеноводства сельскохозяй- ственных растений и Положение о сортовом и семен- ном контроле с/х растений в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1200 [9]; Положение о порядке аккредитации апробаторов сортовых посевов сельскохозяйственных растений, утвержденное приказом МСХ и Правительства РФ от 6 октября 1999 г. № 690 [10]; п. 6.2 ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяй- ственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия» [11]; п. 11.10 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические тре- бования к безопасности процессов испытаний, хра- нения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы» [12]. В области семенного контроля в 2017 г. в сфере се- меноводства сельскохозяйственных растений прове- дено 147 контрольно-надзорных мероприятий. Всего проконтролировано 4660 партий семян сельскохо- зяйственных растений в количестве более 28 тыс. т, 22 тыс. шт. саженцев, 1,3 млн пакетиков семян в мел- кой упаковке и более 3,5 млн шт. луковиц и корневищ цветочных растений импортного происхождения. В ходе лабораторных исследований выявлено 22 % проб, не соответствующих требованиям норма- тивных документов. При проведении 19 рейдов в местах несанкциони- рованной торговли и на ярмарках выявлено 411 пар- тий семян в количестве более 4 тыс. шт. саженцев плодово-ягодных культур и 1 т картофеля, реализуе- мых без документов, подтверждающих их происхож- дение, сортовую принадлежность, фитосанитарное благополучие и посевные качества. В результате мероприятий должностными лицами Управления выявлено 82 нарушения законодатель- ства в области семеноводства сельскохозяйственных растений, выдано 37 предписаний, в том числе 15 при контроле за ввозом семян и посадочного матери- ала на территорию РФ. Вынесено 55 постановлений, в том числе три с предупреждением и 52 - о наложе- нии административных штрафов. В сфере государственного земельного надзора должностными лицами Управления Россельхознад- зора по Свердловской области проведено 478 кон- трольно-надзорных мероприятий, проконтролирова- но более 140 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По итогам осуществленных мероприятий выяв- лено 160 правонарушений земельного законодатель- ства на площади 5553,5573 га. За отчетный период составлено 128 протоколов об административных правонарушениях, выдано 141 предписание об устранении выявленных нару- шений, вынесено два представления, восемь предо- стережений. По результатам проведения плановых рейдовых осмотров выявлено 44 несанкционированных свал- ки на площади 23,402 га, а также зарастание земель- ных участков на площади 3439,71 га. Ликвидировано четыре несанкционированных свалки на площади 2,58 га. В ходе проверочных мероприятий совместно с органами прокуратуры выявлено три несанкциони- рованных карьера на площади 77,695 га. Должностными лицами Управления вынесено 114 по- становлений о назначении административного наказа- ния, 52 материала направлено в мировой суд. Государственным органом за истекший период со- ставлено четыре претензии о возмещении и взыскании ущерба, причиненного в результате земельных правонарушений, на общую сумму 16,72 млн руб. В результате работы Управления устранены нару- шения на площади 1903,634 га, вовлечено в сельско- хозяйственный оборот 1901,6 га ранее нарушенных земель. По вопросам нарушения требований земельного законодательства в Управление поступило 83 обра- щения (жалобы), из них 34 подтвердились, 29 на- правлено по принадлежности в другие органы, 20 не подтвердились. Оформлено 14 добровольных отказов от земель- ных участков на площади 378,059 га. Проведено 52 консультации по вопросам земельного законода- тельства. Правовой основой для осуществления земельного надзора является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. [13], Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [14], Феде- ральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О го- сударственном регулировании обеспечения плодо- родия земель сельскохозяйственного назначения» [15], Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» [16], Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сель- скохозяйственного назначения» [17], Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима- телей при осуществлении государственного контро- ля (надзора) и муниципального контроля» [18], Феде- ральный закон от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О вне- сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сель- скохозяйственного назначения при их неиспользова- нии по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федера- ции» [19], Положение «О государственном земель- ном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 [20]. выводы Вышеизложенная информация свидетельствует, что в 2017 г. в связи с реформой контрольно-надзор- ной деятельности проведен ряд изменений системы обязательных требований в разных сферах деятель- ности Россельхознадзора. Так, количество проведен- ных проверок уменьшилось в сравнении с преды- дущим периодом на 32 % (1104 проверки в 2016 г., 759 проверок в 2017 г.); прослеживается тенденция к снижению числа как плановых, так и внеплановых проверок. Должностными лицами Управления проведено 2179 контрольно-надзорных мероприятий, в том чис- ле в рамках Федерального закона № 294-ФЗ «О защи- те прав юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - 439 проверок, из них 295 внеплановых. По контролю за выполнением ранее выданных предписаний вы- полнено 55 % предписаний. По результатам прове- денных мероприятий выявлено 1401 нарушение тре- бований законодательства Российской Федерации, из них 299 нарушений - на Государственной границе. Вынесено 982 постановления о привлечении к адми- нистративной ответственности нарушителей. Впер- вые внедрена практика вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, их 18. Кроме того, вынесено 55 предостережений, а в отношении 32 нарушителей вынесено админи- стративное предупреждение. Привлечены к админи- стративной ответственности в виде штрафа 913 на- рушителей. Общая сумма наложенных штрафов со- ставила около 9 млн руб. Проконтролировано и досмотрено более миллио- на тонн пищевой продукции животного и раститель- ного происхождения, более 90 тыс. голов животных. Обследовано 29 помещений для карантинирования животных. В 2017 г. Управлением Россельхознадзора по Свердловской области задержано более 600 т пище- вой продукции, из них: при проверках - 97,5 т; в рейдовых мероприятиях - 39,79 т; в пункте пропуска через Государственную грани- цу - 3,95 т; при межрегиональных перевозках - более 500 т. Во исполнение указов Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 [21] и от 29 июля 2015 г. № 391 [22] «О применении отдельных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» проведено 63 рейдовых мероприятия с участием Екатеринбург- ской таможни и Прокуратуры Свердловской области, МВД и ФСБ России. По итогам рейдов должностны- ми лицами Управления изъята и уничтожена санк- ционная продукция растительного происхождения в количестве 37,091 т, животноводческая - 267,85 кг. В результате проведения более 100 выездных рей- довых мероприятий по несанкционированным ме- стам уличной торговли и ярмаркам выходного дня на территориях городских округов Свердловской обла- сти выявлена реализация мясной продукции с нару- шением требований законодательства. Таким образом, деятельность управления Рос- сельхознадзора по Свердловской области напрямую оказывает позитивное воздействие на обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции, сы- рья и продовольствия, производимых на террито- рии Свердловской области, а также поступающих из других субъектов Российской Федерации и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Список литературы

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. 2015. 15 июля.

2. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 2016-ФЗ «О карантине растений» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4207.

3. URL : https://szfn.rk.gov.ru/file/gosudarstvennie_funktsii_normativnaya_dokumentatsiya_23.pdf.

4. URL : https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0318.

5. URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhoza-rf-ot-29082008-n-414.

6. URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhoza-rf-ot-22042009-n-160.

7. Технический регламент Таможенного союза ТРТС 015/2011.

8. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5715.

9. URL : http://base.garant.ru/2156604.

10. URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhozproda-rf-ot-06101999-n-690.

11. URL : http://docs.cntd.ru/document/1200039547.

12. URL : http://docs.cntd.ru/document/902204851.

13. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

14. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

15. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения пло- дородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

16. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

17. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе- ния» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

18. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального кон- троля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. I). Ст. 6249.

19. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2645.

20. Положение «О государственном земельном надзоре» : постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. №1 // URL : http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-02012015-n-1.

21. URL : http://base.garant.ru/70711352.

22. URL : http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-29072015-n-391.

Войти или Создать
* Забыли пароль?