The article deals with the problem of learners’ independent work organization effectiveness. The author defines active use of electronic resources within the organization of students’ independent work as one of the most effective means of this issue solution in college educational environment. The article describes pedagogical potential of Internet-resources, such as: search engines and catalogues, theme web-sites and portals within the framework of examined material, college web-site, personal teachers’ websites (web-pages), e-mail services, web-forums, students’ blogs, students’ promo-sites, cloud technologies, wiki technologies, social networks. The author comes to a conclusion that the types of students’ independent work, which are becoming available to the teacher with using mentioned electronic resources, facilitates the learners’ motivation rising, their cognitive activity, professional self-perfection, developing of business communication skills, and therefore upgrading the level of college students specialized training.
electronic resources, college student’s independent work, electronic educational resources of new generation, Internet-resources, student’s electronic portfolio, cloud technologies, wiki technologies.
Современные образовательные стандарты отводят значительную часть учебной нагрузки на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся. Проблема совершенствования содержания и форм организации самостоятельной работы студентов, повышения ее эффективности привлекает пристальное внимание исследователей. Самостоятельная работа обучающихся уже не рассматривается как компонент процесса обучения, способствующий только закреплению пройденного материала. Она понимается как одна из важнейших форм деятельности обучающихся, являющаяся основой для формирования навыков поиска, оценки, отбора информации, основой исследовательской деятельности. Другими словами, самостоятельная работа приобретает роль основного средства индивидуализации образования, составляет базу для приобретения учащимися социокультурных компетенций, отражающих способность оперативно добывать знания. Однако увеличение часов самостоятельной работы влечет за собой возникновение проблемы эффективности этого вида учебных занятий. Зачастую информация для самостоятельного изучения дается студентам в готовом виде, и обучающийся получает задание пересказать материал или подготовить по нему доклад. Существующие учебно-методические пособия по организации самостоятельной работы студентов в основном включают в себя теоретический блок и список вопросов и заданий для самоконтроля. При этом мало внимания уделяется формированию познавательной активности обучающихся, тренировке навыков поиска и отбора достоверной информации, развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Полностью отсутствует возможность консультации с педагогом и командной работы.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в образовательной среде колледжа, на наш взгляд, может стать активное использование электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов. Создание виртуальной учебной среды, элементный состав которой сформирован из электронных ресурсов, предоставляет большие возможности для полноценной самостоятельной деятельности каждого обучающегося:
- различные источники информации;
- быстрое и удобное перемещение по массиву теоретического, справочного, иллюстративного материала;
- создание условий для самостоятельного выбора уровня сложности заданий;
- возможность изучения информации в удобном темпе, проработки сложных моментов несколько раз;
- исследование объектов, явлений, процессов в интерактивном режиме;
- возможность корректировки собственных действий с помощью механизмов обратной связи и т.д. [4].
1. Ravet S. Presentation AURIF 01.06. Available at: http://www.eife-l.org/publications/eportfolio/presentations/aurif0106 (Accessed: 11 April 2014).
2. Buzhinskaya N.V. Primenenie elektronnykh obrazovatel’nykh resursov v protsesse obucheniya programmirovaniyu budushchikh uchiteley informatiki [Application of electronic educational resources in learning programming future teachers of computer]. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. [Materials of the second international scientific conference “Education: Tradition and Innovation”]. 2012, pp. 199–202.
3. Zemskov A.I. Elektronnye biblioteki [Digital Libraries]. Moscow, GPNTB Rossii Publ., 2004.
4. Zyateva G.S. Printsipy primeneniya tsifrovykh obrazovatel’nykh resursov v protsesse formirovaniya informatsionnoy kul’tury studentov tekhnologicheskogo kolledzha [Principles of digital educational resources in the process of formation of information culture of students of College of Technology]. Aktual’nye problemy innovatsionno-tekhnologicheskogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii MPGU [Actual problems of innovation and technological education: proceedings of the international scientific-practical conference Moscow Pedagogical State University]. 2012, pp. 307–310.
5. Zyateva L.A. Ekologicheskoe proektirovanie — osnova vyrabotki bezopasnogo stilya deyatel’nosti shkol’nikov [Environmental design - basis for working out a safe style of activity students]. Vestnik BGU [Vestnik BSU]. 2010. I. 1, pp. 186–192.
6. Lyubeznova T.V. Lichnostno-deyatel’nostnyy podkhod k modelirovaniyu professional’nogo obucheniya studentov kolledzha sredstvami yazykovoy podgotovki. Kand. Diss. [Personality- active approach to the modeling of vocational training college students by means of language training. Cand. Diss.]. N. Novgorod, 2002.
7. Novikova N.N. Otkrytye obrazovatel’nye modul’nye mul’timediasistemy na urokakh tekhnologii [Open Educational modular multimedia technology in the classroom]. Shkola i proizvodstvo [School and manufacturing]. 2012. I. 1, pp. 24–26.
8. Osin A.V. Mul’timedia v obrazovanii: kontekst informatizatsii [Multimedia in Education: Context Information]. Moscow, Izdatel’skiy servis Publ., 2004.
9. Sayt Federal’nogo tsentra informatsionno-obrazovatel’nykh resursov [Website of the Federal Centre for Information and educational resources]. Available at: http://fcior.edu.ru/ (Accessed: 11 April 2014).
10. Traynev V.A. Novye informatsionnye kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. M., 2008.