В статье рассматривается проблема эффективности процесса организации внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся. Автор определяет активное использование электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов как один из наиболее действенных способов решения данной проблемы в образовательной среде колледжа. Статья описывает педагогические возможности таких интернет-ресурсов, как поисковые системы и каталоги, тематические сайты и порталы в рамках изучаемого материала, сайт колледжа, личные сайты (страницы) педагогов, электронные почтовые сервисы, веб-форумы, блоги студентов, студенческие сайты-визитки, облачные сервисы, технологии вики, социальные сети. Автор приходит к выводу, что виды самостоятельной работы студентов, которые становятся доступными педагогу при использовании перечисленных электронных ресурсов, способствуют повышению мотивации обучающихся, их познавательной активности, профессиональному самосовершенствованию, развитию навыков деловой коммуникации и, как следствие, повышению уровня специализированной подготовки студентов в колледже.
электронные ресурсы, самостоятельная работа студента колледжа, электронные образовательные ресурсы нового поколения, интернет-ресурсы, электронный портфолио студента, облачные технологии, вики-технологии.
Современные образовательные стандарты отводят значительную часть учебной нагрузки на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся. Проблема совершенствования содержания и форм организации самостоятельной работы студентов, повышения ее эффективности привлекает пристальное внимание исследователей. Самостоятельная работа обучающихся уже не рассматривается как компонент процесса обучения, способствующий только закреплению пройденного материала. Она понимается как одна из важнейших форм деятельности обучающихся, являющаяся основой для формирования навыков поиска, оценки, отбора информации, основой исследовательской деятельности. Другими словами, самостоятельная работа приобретает роль основного средства индивидуализации образования, составляет базу для приобретения учащимися социокультурных компетенций, отражающих способность оперативно добывать знания. Однако увеличение часов самостоятельной работы влечет за собой возникновение проблемы эффективности этого вида учебных занятий. Зачастую информация для самостоятельного изучения дается студентам в готовом виде, и обучающийся получает задание пересказать материал или подготовить по нему доклад. Существующие учебно-методические пособия по организации самостоятельной работы студентов в основном включают в себя теоретический блок и список вопросов и заданий для самоконтроля. При этом мало внимания уделяется формированию познавательной активности обучающихся, тренировке навыков поиска и отбора достоверной информации, развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Полностью отсутствует возможность консультации с педагогом и командной работы.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в образовательной среде колледжа, на наш взгляд, может стать активное использование электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов. Создание виртуальной учебной среды, элементный состав которой сформирован из электронных ресурсов, предоставляет большие возможности для полноценной самостоятельной деятельности каждого обучающегося:
- различные источники информации;
- быстрое и удобное перемещение по массиву теоретического, справочного, иллюстративного материала;
- создание условий для самостоятельного выбора уровня сложности заданий;
- возможность изучения информации в удобном темпе, проработки сложных моментов несколько раз;
- исследование объектов, явлений, процессов в интерактивном режиме;
- возможность корректировки собственных действий с помощью механизмов обратной связи и т.д. [4].
1. Ravet S. Presentation AURIF 01.06. URL: http://www.eifel.org/publications/eportfolio/presentations/aurif0106 (обращение: 11.04.2014).
2. Бужинская Н.В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II международной научной конференции, 2012. С. 199–202.
3. Земсков А.И. Электронные библиотеки: Учеб. пособие для студентов университетов культуры и искусств. 3-е изд., испр. и доп. М.: ГПНТБ России, 2004.
4. Зятева Г.С. Принципы применения цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования информационной культуры студентов технологического колледжа // Актуальные проблемы инновационно-технологического образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ, 2012. С. 307–310.
5. Зятева Л.А. Экологическое проектирование — основа выработки безопасного стиля деятельности школьников // Вестник БГУ. 2010. № 1. С. 186–192.
6. Любезнова Т.В. Личностно-деятельностный подход к моделированию профессионального обучения студентов колледжа средствами языковой подготовки: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002.
7. Новикова Н.Н. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы на уроках технологии // Школа и производство. 2012. № 1. С. 24–26.
8. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Издательский сервис, 2004.
9. Сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. URL: http://fcior.edu.ru/ (обращение: 11.04.2014).
10. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М., 2008.