In the article is considered the concept of lobbyism, its value for the modern legislative process, is analyzed the positive and negative aspect of this phenomenon. The particular attention is paid to the analysis of the forms and methods of lobbying based on the coordination of interests in the formation of legislation and implementation of legislative policy.
Lobbyism, lobbying process, legislation, interest, bill.
Лоббизм в законотворческой деятельности выражается в оказаниивоздействия определенных субъектов на органы и лиц, обладающих законотворческими полномочиями, с целью добиться принятия (непринятия) конкретного законодательного решения, отражения в принимаемом законе собственных интересов либо интересов третьих лиц. В последние годы внимание к вопросам лоббирования заметно возрастает. Основными причинами являются произошедшие в стране перемены, повлекшие за собой становление рыночной системы отношений, введение институтов частной собственности, интенсивное развитие предпринимательской деятельности, расширение сферы использования договорного регулирования. Эти и другие социальные процессы обусловливают необходимость закрепления в законодательстве самых разных интересов, их гармонизации, предупреждения возможного противоречия.
Лоббирование оказывает неформальное влияние на процесс законотворчества и может иметь как позитивное, так и негативное теневое значение. Теневое лоббирование нередко выступает серьезным препятствием на пути создания эффективной правовой нормы. Как правило, оно предполагает сосредоточение усилий экономически сильных групп влияния на продвижение конкретных законопроектов, отражение в законе действенных юридических механизмов, обеспечивающих реальную защиту узкогруппового интереса, порой в ущерб интересам общественным. Добиваясь ограниченного социально полезного результата, участники лоббистской деятельности иногда прибегают к прямому давлению, иным неправовым способам воздействия, включая материальное стимулирование тех, кто помогает им в достижении намеченной цели. Могут быть использованы личные контакты лоббистов с должностными лицами соответствующих органов.
Конструирование правовых норм под воздействием незаконного влияния лоббирующих структур в числе других негативных факторов создает питательную среду для коррупции, повышая ее уровень. В этом случае коррупция выступает прямым следствием противоправного лоббизма, имея с ним непосредственную связь. В современной правовой литературе данный вид лоббизма определяется как «коррупционный»1. Квалифицирующим признаком такого лоббизма применительно к рассматриваемой ситуации является принятие законодательного акта в условиях закрытого режима (негласно) и при имеющемся конфликте интересов, разрешаемом в пользу определенной заинтересованной группы субъектов, объединенных чаще всего неформальными отношениями. Что касается собственно коррупции, то она проявляется в несовершенстве принимаемого законодательного акта, наличии в нем недостатков, способствующих совершению разного рода коррупционных правонарушений, возникновению коррупционных рисков. О дефектах законодательного акта, его коррупциогенности может свидетельствовать, в частности:
большое количество закрепляемых актом отсылочных норм, норм непрямого действия;
широта представляемых актом дискреционных полномочий, позволяющих чиновнику самостоятельно принимать решения, действуя по своему усмотрению;
введение норм без четкого определения области их действия, что размывает сферу применимости акта, усложняет его реализацию и проч.
1. Vasil´eva S. V. Pravovoy institut lobbizma v Rossii: otsenka zakonodatel´stva i perspektiv formirovaniya. Sravnitel´noe konstitutsionnoe obozrenie. 2013. № 1.
2. Grankin I. V. Ot «nulevykh chteniy» k vsenarodnomu obsuzhdeniyu zakonoproektov. Gosudarstvo i pravo. 2007. № 7.
3. Zhil´tsova S. A. Lobbizm v Rossii. Publichno-pravovye issledovaniya. 2012. № 2. Dostup iz SPS «Konsul´tantPlyus».
4. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii / pod red. V. D. Zor´kina, L. V. Lazareva. M., 2009.
5. Lazareva M. N. Parlamentskie protsedury v Chekhii i Rossii: sravnitel´nyy analiz. Zhurnal rossiyskogo prava. 2008. № 11.
6. Mazurenko A. P. Pravotvorcheskaya politika kak sposob optimizatsii pravotvorchestva v Rossiyskoy Federatsii. Pravotvorchestvo v Rossiyskoy Federatsii: problemy teorii i praktiki: sb. nauch. st. M., 2010.
7. Khabrieva T. Ya. Korruptsiya i pravo: doktrinal´nye podkhody k postanovke problemy. Zhurnal rossiyskogo prava. 2012. № 6.
8. Chekharina V. I. Pravo zakonodatel´noy initsiativy i ego vliyanie na protsess stabilizatsii zakona. Kontseptsiya stabil´nosti zakona. M., 2000.