Abstract and keywords
Abstract (English):
The anthropocentric character of connotation and its dependence on sociocultural factors cause the universal and specific characteristics of this phenomenon which, on the one hand, make the cross-cultural communication possible, and on the other hand, can create communicative noises. Such noises or «gaps» in the process of communication when the recipient is unable to participate adequately in the process of communication because he/she is unaware of connotative meaning of a language unit we define as a connotative lacuna. It is supposed that viewing connotation within the theory of lacunology as an element of meaning which is inherent to a certain language unit in a source language and is absent within the meaning structure of its translation equivalent in the target language, thus provoking a communicative dissonance, is significant for the theory of cross-cultural communication as well as for such disciplines as theory and practice of translation, comparative and contrastive linguistics. The study of connotation within a lacunology as a system of knowledge on national and cultural specifics of a linguistic society provides an opportunity to view it holistically as it is known that such fuzzy entities remain on the periphery of researchers` interest, representing a risky zone for scientific adventures.

Keywords:
connotation, lacunology, connotative lacuna, communicative noise, metaphor, cross-cultural communication.
Text

Вербальная коммуникация как составная часть коммуникативистики обладает всеми основными свойствами последней, среди которых в аспекте антропоцентричности языка следует выделить универсальную категорию, свойственную человеческому мышлению, а именно, категорию оценки. Свойства этой категории жизненно важны для бытия человека как существа общественного, так как процесс оценивания носит утилитарно-социальный характер и осуществляется в самых разнообразных ситуациях. Существенным свойством оценки является ее зависимость от таких факторов, как постоянное территориально-географическое проживание субъектов коммуникации, природное окружение, их социокультурные стереотипы и этнофизиологические особенности. Эти свойства оценки обусловили ее интердисциплинарный характер, что, в свою очередь, сказывается на особом подходе к лингвистическим единицам и категориям, связанным с выражением оценки и отношения говорящего к описываемому объекту. Оценка в языке выражается разными средствами, одним из которых является использование коннотативно маркированных языковых единиц. Коннотативное значение представляет собой гибридный феномен, который соотносится с языковой категорией значения, культурными стереотипами, ментальностью
лингвосоциума, а также с когнитивными установками носителей языка. Феномен коннотации можно включить в число «параметров информационно-коммуникативного блока», а точнее, «социально-гуманитарного блока», которые, по мнению О.Я. Гойхмана, «представляют содержательную часть коммуникации» [3, с. 7]. Антропоцентрический характер коннотации и ее зависимость от социокультурных факторов обусловливают как универсальные, так и специфические характеристики данного феномена, которые, с одной стороны, делают межкультурную коммуникацию возможной, а с другой, могут создавать коммуникативные помехи. Когда эти помехи связаны, например, с различным объемом значения многозначного слова (межязыковая омонимия, паронимия), такие ошибки характеризуются как технические. Иначе дело обстоит с эмоционально-оценочными, имеющими коннотативное значение словами. Данный вид лексических единиц употребляется автором / говорящим не только как средство номинации каких-либо объектов, субъектов, процессов, явлений или их свойств.

References

1. Agapova S.G. Principy postroeniya diskursa: kommunikativnyy aspekt [Tekst]: ucheb. posobie na modul'noy osnove s diagnostiko-kvalimetricheskim obespecheniem / S.G. Agapova, L.V. Guschina. — Rostov n/D: Fond nauki i obrazovaniya, 2017. — 96 s.

2. Boldyrev N.N. Kognitivnye shemy interpretacii [Tekst] / N.N. Boldyrev // Voprosy kognitivnoy lingvistiki. — 2016. — № 4. — S. 10–20.

3. Goyhman O.Ya. Kommunikativistika v sovremennom obschestve [Tekst] / O.Ya. Goyhman // NIR. Sovremennaya kommunitivistika. — 2012. — № 1. — S. 4–8.

4. Markovina I.Yu. Kul'tura i tekst. Vvedenie v lakunologiyu [Tekst] / I.Yu. Markovina, Yu.A. Sorokin. — M.: GEOTAR-media, 2010. — 144 s.

5. Panasyuk I. Teoriya lakun i problema ekvivalentnosti perevoda [Tekst] / I. Panasyuk // Voprosy psiholingvistiki. — 2007. — № 6. — S. 51-72.

6. Popov L.N. Konnotaciya v muzyke kak sredstvo razvitiya hudozhestvennogo soznaniya starshego doshkol'nika [Tekst]: avtoref. dis. … kand. ped. nauk — 13.00.07. — Teoriya i metodika doshkol'nogo obrazovaniya / L.N. Popov. — Ekaterinburg, 2003.

7. Slovar' russkogo yazyka [Tekst]: V 4 t. / AN SSSR, In-t rus. yaz.; pod red. A.P. Evgen'evoy. — M.: Russkiy yazyk, 1985–1988. — T. IV. C-Ya. — 1988. — 800 s.

8. Stogniy I.S. Konnotativnye svoystva muzykal'nogo teksta [Tekst] / I.S. Stogniy. — M.: RAM im. Gnesinyh, 2013. — 224 s.

9. Tartt D. Schegol / Perevod A. Zavozova [Elektronnyy resurs]. — URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya–proza/126947–7–donna–tartt–shhegol.html#text (data obrascheniya: 21.10.2018).

10. Eko U. Funkciya i znak (semiologiya arhitektury) [Tekst] / U. Eko // Otsutstvuyuschaya struktura. Vvedenie v semiologiyu. — SPb.: Simpozium, 2004. — S. 255–328.

11. Ertel't-Fiit A. Lakuny i ih klassifikacionnaya setka [Tekst] / A. Ertel't-Fiit, E. Denisova-Shmidt // Voprosy psiholingvistiki. — 2007. — № 6. — S. 39–51.

12. Yumashev A.V. Rol' psihogennyh konnotaciy v formirovanii emocional'nogo [Tekst] / A.V. Yumashev [i dr.] // ANI: pedagogika i psihologiya. — 2017. — T. 6. — № 2.

13. Doyle A.C. The Hound of the Baskerville. Oxford: Oxford University Press, 1996. 93 p. [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.jimelwood.net/students/tsukuba/integ_english/baskervilles_searchable.pdf (data obrascheniya: 11.09.2018).

14. Geary J. I is an Other. NY.: Harper, 2011. 296 p.

15. Newmark P. A Textbook of Translation. Essex: Longman, 2006. 292 p.

16. Tartt D. The Goldfinch. London: Abacus, 2013. 864 p.

Login or Create
* Forgot password?