Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyses motivational and communicational readiness of students in the system of vocational secondary education. Motivational and communicational readiness are major features that determine student performance. Studying these characteristics will allow to reveal weaknesses in career guidance programs conducted by institutions of vocational education, and to single out students that are in need of individual assistance.

Keywords:
motivation, motivational readiness, communicational readiness, communication, vocational secondary education.
Text

1. Постановка проблемы
Система среднего профессионального образования на сегодняшний момент является активно развивающейся областью образования. За последние годы удалось преодолеть достаточно много стереотипов, связанных как с непрестижностью, неактуальностью профессий, которые можно получить в рамках СПО, так и со статусом системы среднего профессионального образования в целом. В условиях современной системы образования происходит активное «встраивание» участников системы среднего профессионального образования в мировой образовательный процесс. По мнению Ю.О. Чумакова, процесс модернизации российского общества требует переоценки социальной значимости практических навыков, умений, профессиональных знаний. Организации среднего профессионального образования обеспечивали ранее и продолжают обеспечивать практическую направленность подготовки учащихся. Один из главных факторов успешного освоения образовательной программы — это мотивация студента. Именно мотивационная готовность во многом определяет успешность студента в дальнейшей учебной деятельности. Зная степень мотивационной готовности, преподаватель может корректировать программу преподавания в зависимости от общих и конкретных личностных особенностей учащихся в учебной группе. Важно отметить также и то, что умение грамотно выражать свои мысли, защищать свою позицию в процессе обсуждения того или иного вопроса — одно из основополагающих для студента. Вкупе с мотивационной готовностью коммуникативные умения во многом определяют успешность дальнейшего обучения студента колледжа.

 2. Исследованность проблемы
Вопрос мотивации личности в контексте учебной деятельности был освещен в работах многих российских и зарубежных исследователей. В работах Л.И. Божович мотивационная сфера исследуется в контексте формирования личности ребенка. Приоритет отдается вопросу психологической готовности к школе. Теория мотивации активно разрабатывалась в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова. Вклад в разработку теории мотивации внес А. Маслоу. Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др. Важно заметить, что понятие мотивационной готовности очень часто замещается достаточно общим понятием «мотивация», при этом акцент многих исследований по данной проблеме смещается именно в сторону обобщенной мотивации ученика в процессе обучения.

References

1. Babakova T.A. Obscheuchebnye umeniya obuchayuschihsya kak faktor adaptacii k uchebnoy deyatel'nosti v vysshey shkole [Tekst] / T.A. Babakova // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. — 2017. — Vyp. 2. — DOI: 10.15393/j5.art.2017.3485.

2. Vyalyh A.I. Formirovanie kommunikativnoy gotovnosti starshih doshkol'nikov k obucheniyu v shkole [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.dissercat.com/content/formirovaniekommunikativnoi-gotovnosti-starshikh-doshkolnikov-k-obucheniyuv-shkole#ixzz5GiN5i8Ol/ (data obrascheniya: 20.04.2018).

3. Kondruh L.A. Formirovanie u detey starshego doshkol'nogo vozrasta kommunikativnoy gotovnosti k obucheniyu v shkole [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-starshego-doshkolnogovozrasta-kommunikativnoi-gotovnosti -k-obucheniyu-#ixzz5GiNRKmd6/

4. Kos'mina D.V. Motivacionnaya gotovnost' k obucheniyu studentov 1-go kursa organizacii srednego professional'nogo obrazovaniya [Tekst] / D.V. Kos'mina // Gumanitarnye tehnologii v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (17–19 maya 2018 g.) / Sost. L.M. Goncharova. — Kaliningrad, 2018.

5. Maksimova E.B. Formirovanie kommunikativnyh kompetenciy studentov vuza [Elektronnyy resurs]. — URL: http:// www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykhkompetentsii-studentov-vuza/ (data obrascheniya: 20.04.2018).

6. Soldatov D.V. Diagnostika motivacionnoy gotovnosti k shkol'nomu obucheniyu [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.dissercat.com/content/diagnostika-motivatsionnoigotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-0/ (data obrascheniya: 20.04.2018).

7. Trofimova O.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya motivacionnoy gotovnosti k obucheniyu u starshih doshkol'nikov [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www. dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenieormirovaniya-motivatsionnoi-gotovnosti-k-obucheniyu-ustarsh#ixzz5GiSB6o4V/ (data obrascheniya: 20.04.2018).

8. Chumakova Yu.O. Social'naya znachimost' srednego professional'nogo obrazovaniya v moderniziruyuschemsya rossiyskom obschestve [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www. dissercat.com/content/sotsialnaya-znachimost-srednegoprofessionalnogo-obrazovaniya-v-moderniziruyushchemsyarossi/ (data obrascheniya: 01.04.2018).

Login or Create
* Forgot password?