Петрозаводск, Россия
Статья посвящена анализу мотивационной и коммуникативной готовности к обучению студентов организации среднего профессионального образования. Мотивационная и коммуникативная готовность — важные характеристики студента, во многом определяющие его дальнейшее обучение. Исследование этих характеристик позволяет выяснить слабые стороны в организации профориентационной работы организации, а также тех обучающихся, с которыми в дальнейшем целесообразно проводить соответствующую индивидуальную работу.
смотивация, мотивационная готовность, коммуникативная готовность, коммуникация, среднее профессиональное образование.
1. Постановка проблемы
Система среднего профессионального образования на сегодняшний момент является активно развивающейся областью образования. За последние годы удалось преодолеть достаточно много стереотипов, связанных как с непрестижностью, неактуальностью профессий, которые можно получить в рамках СПО, так и со статусом системы среднего профессионального образования в целом. В условиях современной системы образования происходит активное «встраивание» участников системы среднего профессионального образования в мировой образовательный процесс. По мнению Ю.О. Чумакова, процесс модернизации российского общества требует переоценки социальной значимости практических навыков, умений, профессиональных знаний. Организации среднего профессионального образования обеспечивали ранее и продолжают обеспечивать практическую направленность подготовки учащихся. Один из главных факторов успешного освоения образовательной программы — это мотивация студента. Именно мотивационная готовность во многом определяет успешность студента в дальнейшей учебной деятельности. Зная степень мотивационной готовности, преподаватель может корректировать программу преподавания в зависимости от общих и конкретных личностных особенностей учащихся в учебной группе. Важно отметить также и то, что умение грамотно выражать свои мысли, защищать свою позицию в процессе обсуждения того или иного вопроса — одно из основополагающих для студента. Вкупе с мотивационной готовностью коммуникативные умения во многом определяют успешность дальнейшего обучения студента колледжа.
2. Исследованность проблемы
Вопрос мотивации личности в контексте учебной деятельности был освещен в работах многих российских и зарубежных исследователей. В работах Л.И. Божович мотивационная сфера исследуется в контексте формирования личности ребенка. Приоритет отдается вопросу психологической готовности к школе. Теория мотивации активно разрабатывалась в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова. Вклад в разработку теории мотивации внес А. Маслоу. Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др. Важно заметить, что понятие мотивационной готовности очень часто замещается достаточно общим понятием «мотивация», при этом акцент многих исследований по данной проблеме смещается именно в сторону обобщенной мотивации ученика в процессе обучения.
1. Бабакова Т.А. Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе [Текст] / Т.А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. — 2017. — Вып. 2. — DOI: 10.15393/j5.art.2017.3485.
2. Вялых А.И. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dissercat.com/content/formirovaniekommunikativnoi-gotovnosti-starshikh-doshkolnikov-k-obucheniyuv-shkole#ixzz5GiN5i8Ol/ (дата обращения: 20.04.2018).
3. Кондрух Л.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-starshego-doshkolnogovozrasta-kommunikativnoi-gotovnosti -k-obucheniyu-#ixzz5GiNRKmd6/
4. Косьмина Д.В. Мотивационная готовность к обучению студентов 1-го курса организации среднего профессионального образования [Текст] / Д.В. Косьмина // Гуманитарные технологии в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции (17–19 мая 2018 г.) / Сост. Л.М. Гончарова. — Калининград, 2018.
5. Максимова Е.Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykhkompetentsii-studentov-vuza/ (дата обращения: 20.04.2018).
6. Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dissercat.com/content/diagnostika-motivatsionnoigotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-0/ (дата обращения: 20.04.2018).
7. Трофимова О.А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников [Электронный ресурс]. — URL: http://www. dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenieormirovaniya-motivatsionnoi-gotovnosti-k-obucheniyu-ustarsh#ixzz5GiSB6o4V/ (дата обращения: 20.04.2018).
8. Чумакова Ю.О. Социальная значимость среднего профессионального образования в модернизирующемся российском обществе [Электронный ресурс]. — URL: http://www. dissercat.com/content/sotsialnaya-znachimost-srednegoprofessionalnogo-obrazovaniya-v-moderniziruyushchemsyarossi/ (дата обращения: 01.04.2018).